0
2364
Газета Антиквариат Интернет-версия

10.04.2009 00:00:00

Тициан без Берлускони

Тэги: тициан, портрет, неизвестный, выставка


тициан, портрет, неизвестный, выставка Тициановский портрет не отпускает и почти гипнотизирует.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В Пушкинский приехал Тициан. Вернее – не Тициан, а некий господин с серыми, как пепел, глазами и перчаткой в бледной руке, изображенный на куске холста великим венецианцем. Полотно привезли из флорентийской Галереи Палатина на выставку одной картины – жанр, к которому ГМИИ прибегает нередко. Точно так же из галереи Уффици привозили тициановскую «Венеру Урбинскую». По одиночке показывали и «Антею» Пармиджанино из музея Неаполя, и «Св. Себастьяна» Антонелло да Мессины из Дрезденской картинной галереи.

Правда, нынешний «Портрет неизвестного с серыми глазами» должен был прибыть не в одиночестве, а в компании другого – более известного – итальянца Сильвио Берлускони. Премьер-министр, который сейчас председательствует в G8, планировал посетить Российско-итальянский экономический форум – беспрецедентный по масштабам организованный визит итальянских предпринимателей в Россию – и, конечно, пообщаться с президентом Медведевым. Чтоб не ехать с пустыми руками, прихватил в качестве временного дара полотно Тициана (живописный молодой человек с серыми глазами проведет в Москве два месяца). А в качестве дара вечного и безвозмездного – выкупили для Пушкинского сотню монет из нумизматического собрания коллекционера Юрия Шульца (часть этого собрания уже хранится в ГМИИ). В последний момент Берлускони пришлось изменить маршрут и вместо Москвы отправиться всего за сотню километров от Рима – в итальянский регион Абруццо ликвидировать последствия страшного землетрясения. Тициан к тому времени уже добрался до места назначения.

«Портрет неизвестного с серыми глазами» повесили среди вполне аутентичных соседей – в зале итальянской и византийской живописи XIII–XVI веков. Этот холст, как, впрочем, и многие другие произведения Ренессанса, окружен загадками. Начиная с первой тайны – изображенного на нем персонажа, не раз менявшего свой ID.

В инвентарной описи коллекции герцога Фердинандо Медичи от 1698 года холст числится как изображение Пьетро Аретино, итальянского писателя, «отца европейской журналистики» и друга Тициана. Затем незнакомца отождествляли с урбинским герцогом Гвидобальдо делла Ровере, с феррарским юристом Ипполито Риминальди, с внуком Папы Павла III Фарнезе – Оттавио и, наконец, с сэром Говардом герцогом Норфолкским. Как прокомментировал «НГ» директор Галереи Палатина Алессандро Чекки, во Флоренции до сих пор много неизученных архивов, даже когда речь идет о таком окруженном вниманием исследователей живописце, как Тициан. В Галерею Палатина многие произведения попали несколько веков назад, тогда это было просто частное собрание семьи Медичи. «К примеру, Пьетро Аретино сам заказал свой портрет Тициану в 1545 году и затем сам послал его в дар Козимо I Медичи, – рассказал господин Чекки. – Однако обстоятельства жизни других произведений не всегда известны».

Вторая загадка, не менее типичная для истории искусства, – датировка. Наиболее распространенная дата создания полотна 1540–1545 годы – в это время уже прославившийся сорокалетний Тициан вовсю работал по заказам Карла V, а через пару лет по приглашению Папы Павла III оказался в Риме. После реставрации 1999 года некоторые исследователи отодвинули создание произведения к 1520-м годам. Тогда художник жил за счет многочисленных частных заказов, портретов – как правило, не репрезентативных, а более камерных среди них было немало. Были среди них и те, в которых главным атрибутом стали перчатки – «Портрет молодого человека» из Лувра или «Портрет Ипполито Риминальди» из римской Академии Св. Луки. Кстати, во время реставрации обнаружилось, что глаза у молодого человека не серые, а голубые, но название менять не стали.

И все-таки самая главная тайна портрета – не персонаж и не датировка, а само полотно, оставляющее почти мистическое ощущение. Тициан был главным колористом венецианской школы, славившейся особым отношением к проблеме цвета в живописи (в противовес школе флорентийской, которая с дотошностью углубилась в разработку формы и изучение перспективы). Тонкое чувство цвета позволило художнику построить драматургию картины на кажущемся внешнем однообразии темных тонов. Нейтральный серый фон, статный черный силуэт, минимум атрибутов. Бледное лицо с серо-голубыми глазами: в них горделивость, даже надменность, но в то же время задумчивость, граничащая с печалью. Удивительное чувство собственного достоинства – тот внутренний стержень полотна, который не отпускает и почти гипнотизирует.

Видимо, поэтому из Палатины привезли именно «Неизвестного», а не, например, «Красавицу» или упомянутый уже «Портрет Пьетро Аретино». На этот вопрос «НГ» Алессандро Чекки улыбается: «Когда посетители входят в Галерею Палатина, они прежде всего подходят к этому портрету: он притягивает, привлекает взгляды. Тициан в нем выразил, наверное, лучшее, что мог выразить».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
442
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
392
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
466
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
350

Другие новости