0
744
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.01.2011 00:00:00

Айподно-айпадные, или Поколение в кризисе


≈ Вообще-то я хотел поговорить о поколениях в античности. И немножко ≈ о ваших студентах. А потом нашел у вас в ЖЖ рубрику под странным названием «Поколения: интеграция». Это такая рукопись, найденная в Сарагосе. В одной этой рубрике несколько десятков ссылок, а первая ≈ 2005 года, кажется: Дмитрий Галковский спрашивает о Высоцком...

≈ Да, как об интеграторе нескольких поколений...

≈ Может быть, с этого и начнём? Сейчас ведь есть такая потребность в интеграторе поколений.

≈ Такая потребность есть всегда, но только не у всех, а у поколений, находящихся в кризисе.

≈ А какие это поколения?

≈ Например, мое (смеётся).

≈ А почему вы-то в кризисе?

≈ Да потому, что примерно к этому времени люди осознают, что наступили последние годы для осмысленного социального действия. Речь идёт вовсе не обязательно о политике...

≈ ...Но и об образовании, например. Но здесь ведь у вас есть полное взаимопонимание со студентами. Судя по античке. Правильно ли я понимаю, что вы в ней видите тоже интегратора поколений? Понимают ли это ваши студенты? Как вообще сделать своей для тех, кто родился в 1990-е годы, античность?

≈ Конечно, обе стороны что-то своё понимают, но вопрос ≈ есть ли у нас общее понимание в главном? В тот момент, когда хотя бы часть студентов вдруг схватывает, что он у нас есть, этот общий способ строить мысль, вести спор, аргументировать, понимать, например, стихи, написанные две с половиной тысячи лет назад и переведённые на русский сто лет назад, и что этим способом аргументировать и понимать, в мельчайших деталях даже, а не только в целом, мы обязаны, например, Аристотелю, они начинают относиться к античной литературе не как к чему-то антикварному, а как вот к сегодня им нужному гаджету.

≈ Айподно-айпадному?

≈ Отпадному!

≈ И как этот гаджет работает?

≈ Начнем с того, что каждое поколение богов и людей ищет и находит для себя абсолютное оружие. У богов это были стихии и природные объекты. Человек противопоставил этой обожествлённой природе свои изделия и находки.

≈ Но щит для Ахилла выковал разве не бог Гефест?

≈ Да, Гефест, без сомнения. А вот лабиринт ≈ психиатрическую лечебницу для больного сына Пасифаи Минотавра ≈ построил уже Дедал. Но это всё не гаджеты, правда? Это девайсы. Гаджет должен помещаться в руке.

≈ А какие гаджеты получают от вас студенты?

≈ Кое-какие у них есть и без нас. Они о них припоминают, совсем по Сократу. Стоит им взглянуть на пять пальцев собственной ладони, и они вспоминают пять частей риторики. А стоит им вспомнить «златую цепь», или «золотую веревку», Зевса, за которую тот предложил всем богам и людям попробовать ухватиться, чтоб стащить его с Олимпа, и они понимают, чему могут научиться...

≈ ... если книжки прочитают.

≈ Ну да, если всего-навсего исправно прочитают десятка два–два с половиной произведений. И научатся упаковывать столько имен, сюжетов и мотивов, полученных от ушедших поколений, сколько им угодно будет для любого дела.

≈ Но ведь индивидуальная память пробивает всего на три-четыре поколения...

≈ Так она тоже историческая, но не считается таковой. Многим кажется, что историческая память устроена иначе, чем личная, и что она начинается гораздо глубже. А она начинается в тот момент, когда понимаешь, что ты сам – часть истории.

≈ То есть «златая цепь» – это такие как бы чётки, полученные от Зевса?

≈ Примерно, да. Как виртуальное ожерелье Гармонии. В греческой мифологии из поколения в поколение переходит этот гаджет. Уменьшенная копия волшебного золотого пояса Афродиты, которая была теткой Зевса и вместе с тем его невесткой. Когда Кадм женится на Гармонии, дочери Афродиты и Ареса, невеста, внучатая племянница Зевса, получает от мужа в подарок золотое ожерелье, которое ему отдала сестра Европа – та самая, которую...

≈ ...Зевс соблазнил в облике белого быка?

≈ Да-да, белого быка с перламутровыми рожками. Так вот, это ожерелье делало обладательницу его неотразимой. Но и превращало её самоё в звено цепи проклятий, сопутствовавших этой неотразимой красоте. Потому что ожерелье Гармонии каждому следующему поколению обладательниц приносило несчастье. Агаве, которая потеряла голову и растерзала собственного сына, её сестре Семеле, которая недоносила Диониса, Иокасте, матери и жене Эдипа. Потом ≈ через поколение ≈ начало действовать и на потомков Эдипа. Потом оно досталось Эрифиле: сын Эдипа Полиник подкупил таким образом Эрифилу, чтобы та заставила мужа ≈ Амфиарая ≈ присоединиться к знаменитому походу «семерых» против Фив.

≈ А как они запоминают всю эту петрушку?

≈ А про петрушку нарочно спросили?

≈ Нет, а что?

≈ А то, что английская пословица такая есть: «Петрушка гуще в огороде рогоносца», которую англичане тоже у греков взяли: петрушка считалась средством, провоцирующим выкидыш. Ее вплетали в венки на погребениях, поэтому я переспросил.

≈ Но все-таки это надо как-то запомнить! Как они запоминают? Тут же не голая мнемотехника получается, а такой вполне содержательный рассказ, повествование. То есть тут даже прочитать мало, нужно ведь понять, за что ухватиться.

≈ Так вот за гаджет и ухватиться. А потом это уже труднее забыть, чем запомнить. Когда Одиссей перечисляет тех, кого увидел в подземном царстве, и говорит, что видел Эрифилу, прельщенную ожерельем и предавшую любимого мужа, перед твоим взором сами проплывают тени, так сказать, пострадавших от этой золотой цепочки Гармонии.

≈ А когда эта цепочка прервалась?

≈ Да никогда она не прерывалась. В античности ее в последний раз видели на Кипре. При желании можно напридумывать всякого. Вот во время Крестовых походов, в конце XII века, на Кипре высадится Ричард Львиное Сердце...

≈ Он заберет ожерелье?! И кому подарит?

≈ Дальше уже начинается фэнтези. Гарри Поттер с Фоменко наперевес. Давайте лучше вернёмся к тем поколениям богов и тем простым вещам, которые очень легко запомнить, держа перед глазами главный гаджет (держит перед глазами раскрытую ладонь. ≈ Г.З.).

≈ Давайте. Так что с этим гаджетом? Ваши знаменитые риторические приемы?

≈ Не угадали: пять поколений. Вот пять поколений богов и пять поколений людей. Иногда говорят, что они сменяли друг друга. Но то-то и оно, что они оставались друг при друге, сражались друг с другом, но так и остались все вместе до самого конца.

≈ Как пальцы на руке?

≈ Ну да. Из пасти Хаоса выбрались Гея и Эрот. Гея породила Урана и тут же взяла его себе в мужья. Это первое поколение. Они породили титанов и титанид. Это ≈ второе. Ну так представитель первого поколения Эрот сопровождает вообще всю античность и новое время ≈ вплоть до злого мальчика Андерсена. Это всё тот же несносный стрелок. Страшный одиночка. А титанида Мнемозина, богиня памяти и мать Муз? И она никуда не девается. А когда сын Урана и Геи Крон оскопляет Урана, можно сказать, в разгар попытки заставить Гею рожать дальше, появляется целое новое божество любви ≈ Афродита. И тогда греческое предание соединяет ее с Эротом в обратной перспективе ≈ племянница делается в этой странной компании старшей, а дядя ≈ глумливым маленьким мальчиком.

≈ Стало быть, миф умеет обращать поколения?

≈ Именно так он и делает. Ведь со второго поколения богов начинается переплетение с поколениями людей. Их, по Гесиоду, пять. Причём поколение, предшествующее Зевсову, то, к которому принадлежал титан Прометей, идёт на сговор с людьми, чтобы сместить более младшее поколение богов.

≈ Значит, если прочитать всю греческую мифологию как повествование о борьбе богов и людей, то получится беспрестанная борьба близких с близкими.

≈ Ну конечно, в этом вся драма. Каждое предшествующее поколение пророчит последующему, что, мол, придет более могучий сын, который тебя и убьёт. Уран, оскоплённый Кроном, прорычит это Крону, которого, в свой черёд, зарежет внук Урана и собственный сын Зевс. Стало быть, смысл каждого следующего поколения ≈ в отрицании предыдущего, но по соглашению с предшествовавшим тому.

≈ Деды и внуки сговариваются...

≈ Да, а дальше вмешаются людские поколения, причём первое поколение людей совпадает с Кроном. А потом наступают времена, когда боги и вступают в союз с людьми и пытаются исправить людей, приспособив человека к своим потребностям и, если угодно, к своим представлениям о прекрасном.

≈ А люди отвечают им тем же?

≈ Вот именно. С тех пор, как Аполлон разрезал человека пополам и сделал нас такими, какие мы и по сию пору, только и слышно, что о безмерной слабости человека. Ничего-то он не может ≈ ни время вспять повернуть, ни свою половину найти.

≈ Так что же такое идея поколения?

≈ Это человеческое измерение встречи времени и вечности. Как Зевс удалил Крона на острова Блаженных, так туда отправляются после смерти и дети богов и богинь от союза со смертными женщинами и мужчинами. Там и браки между ними по-новому заключаются. Например, Ахилл женится на Медее.

≈ Но в чём же тогда смысл первой жизни поколения?

≈ В том, чтобы предельно охотно исполнить волю судьбы!

≈ А как каждое поколение её узнает?

≈ Вот, это и есть пророчество. В каждом поколении должен вырасти кто-то, кто, по слову Гоголя, готов «на битву не с одним каким-нибудь временем, но со всеми веками». Одному человеку остаться не удается никогда. А вот поколению такой шанс дается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
521
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
614
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
533
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
595

Другие новости