5
24582
Газета Воины и Армии Печатная версия

14.11.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Противоракетная гонка набирает темп на суше и на море

Возрастает актуальность достижения многосторонних и двусторонних договоренностей по ПРО

Владимир Козин

Об авторе: Владимир Петрович Козин – главный советник-руководитель Группы советников директора Российского института стратегических исследований, член-корреспондент РАЕН.

Тэги: сша, про


сша, про Фото Reuters

Соединенные Штаты через своих высокопоставленных представителей недавно вновь подтвердили, что будут целенаправленно продолжать свой амбициозный проект по внедрению системы ПРО в региональном и глобальном масштабах вопреки озабоченности России и ряда других государств.
Это было сделано во время закладки первого камня в фундамент противоракетного комплекса США на базе румынских ВВС в Девеселу в конце октября, где присутствовал замминистра обороны Джеймс Миллер, а также во время визита госсекретаря США Джона Керри в Варшаву 5 ноября. В этих заявлениях речь соответственно шла о строительстве противоракетных комплексов в Румынии (будет завершен в декабре 2015 года), а также в Редзиково, что на севере Польши (развертывание намечено на 2018 год). Оба посланца Вашингтона твердо обещали: сооружение этих комплексов, где в общей сложности появятся 48 самых современных американских ракет-перехватчиков «Стэндард-3», будет завершено в намеченные сроки.
В этой связи следует напомнить, что США являются единственной страной в мире, которая развертывает ударно-боевые средства ПРО наземного базирования далеко за пределами своей территории и которая располагает значительным количеством боевых кораблей, оснащенных средствами перехвата баллистических и крылатых ракет (в настоящее время 29).
США также являются единственным государством на нашей планете, которое до сих пор размещает тактическое ядерное оружие на территории иностранных государств, в данном случае в пяти европейских странах. Это оружие прикрывается названными противоракетными средствами.
Все эти американские вооружения наступательного и оборонительного характера являются средствами «передового базирования» относительно Российской Федерации, которая не располагает аналогичными системами у рубежей Соединенных Штатов.
США также являются единственным государством в мире, которое имеет наступательную ядерную стратегию, предусматривающую возможность нанесения первого упреждающего и превентивного ядерного удара с помощью стратегических и тактических ядерных вооружений, в том числе по России.
Уже развернутые к настоящему времени вблизи России морские и наземные средства ПРО США создают ограниченную угрозу российским стратегическим ядерным силам, а американская информационная составляющая такой системы полностью «просматривает» территорию Российской Федерации со всех направлений.
Вот почему Москва проявляет беспокойство по поводу непрекращающегося накапливания американских противоракетных средств на европейском континенте и вокруг него, а также в других районах земного шара. Одновременно озабоченность российского руководства вызывается тем, что проблема ПРО вышла за рамки российско-американских и российско-натовских отношений, так как стала глобальной международной проблемой контроля над вооружениями после одностороннего выхода Вашингтона из Договора по ПРО 11 лет назад.
Как вспоминают американские высокопоставленные участники дискуссии, которая велась в высшем американском руководстве за несколько лет до подписания этого акта в 1972 году, в ходе нее возникали два главных вопроса.
Первый: не приведет ли неконтролируемое развитие противоракетных средств к гонке ракетно-ядерных вооружений и к созданию средств преодоления противоракетного щита?
Второй: не вызовет ли такой бесконтрольный процесс блокирования переговоров о сокращении избыточных вооружений и об ограничении масштабной военной деятельности?
Тогда в Вашингтоне победила более рациональная точка зрения: общее количество ракет-перехватчиков у США и СССР не могло превышать сначала 200 единиц (по Договору по ПРО 1972 года), а затем 100 единиц (по Протоколу к Договору по ПРО 1974 года) для каждой стороны. Указанные договоренности одновременно запрещали размещение противоракетных средств сторон за пределами их национальных территорий.
Но, увы, все это осталось в истории после одностороннего выхода Вашингтона из этих договоренностей.
Только общее количество ракет-перехватчиков США различных видов уже перевалило за тысячу единиц. В ближайшее десятилетие их должно стать гораздо больше. Если в настоящее время имеется 16 государств, располагающих либо собственными противоракетными средствами, либо приобретенными в основном у США, то в ближайшие десятилетия количество таких государств неизбежно возрастет. Тем более если сейчас вообще не существует никаких международно-правовых сдержек и противовесов, которые блокировали бы накапливание ударно-боевых противоракетных средств и их пространственное распространение ни в двустороннем, ни в многостороннем форматах.
Судя по устойчивой тенденции будущего размещения противоракетной инфраструктуры США, она в основном перейдет в Мировой океан. В частности, к 2041 году только американские ВМС будут располагать 84 боевыми кораблями, оснащенными противоракетными средствами в виде РЛС и ракет-перехватчиков. Это составит 27% от всего их корабельного состава к этому времени.
Складывается впечатление, что нынешнее американское военно-политическое руководство не осознает ни всех последствий реализации своего самого амбициозного плана о развертывании масштабной системы ПРО за все послевоенные годы, ни потенциальной гонки противоракетных вооружений, которая в практическом смысле уже началась. Не учитывают в Вашингтоне и неизбежного соревнования между наступательными видами вооружений в ядерном и неядерном оснащении, а также оборонительными средствами в виде ракет-перехватчиков.
В этих условиях крайне необходимы не только российско-американская договоренность о количественном и пространственном ограничении средств перехвата баллистических и крылатых ракет, но и международная договоренность, которая предусматривала бы одновременную сдержанность как в сфере ракетно-ядерных вооружений, так и ударно-боевых средств их перехвата.
Кроме того, Вашингтон должен отказаться от сооружения упомянутых комплексов ПРО в Румынии и Польше, размещение которых на фоне создания мощной группировки ПРО США и их союзников на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива, а также предстоящего увеличения на 50% общего количества ракет-перехватчиков стратегического назначения на континентальной части США просто теряет военно-стратегический и военно-политический смысл. Да и стоит ли вообще американской казне тратить огромные средства на модернизацию ядерных арсеналов и противоракетных средств в условиях огромного дефицита денежных средств?   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Получение гражданства РФ для соотечественников из Прибалтики Госдума обсудит осенью

Получение гражданства РФ для соотечественников из Прибалтики Госдума обсудит осенью

0
247
Верховный суд высказался за приватность осужденных

Верховный суд высказался за приватность осужденных

Екатерина Трифонова

Подтверждено, что зэкам тоже необходимо пространство для уединения

0
537
КПРФ прощается с несистемной оппозицией

КПРФ прощается с несистемной оппозицией

Дарья Гармоненко

Коммунисты пытаются взять под контроль потерянный после Жириновского электорат ЛДПР

0
667
Российские волонтеры начали доставку гуманитарных грузов в подконтрольные села Николаевской области

Российские волонтеры начали доставку гуманитарных грузов в подконтрольные села Николаевской области

0
342

Другие новости