Ракетный комплекс Dark Eagle способен наносить удары на дальность 5,5 тысячи километров. Фото с сайта www.dvidshub.net
Президент США Дональд Трамп, стремясь добиться ядерного превосходства Соединенных Штатов, хочет при этом усилить контроль за российскими нестратегическими ядерными вооружениями. К этому классу, судя по всему, США относят испытанные в РФ подводные и наземные ракеты с ядерной энергетической установкой «Посейдон» и «Буревестник». О необходимости контроля за подобными вооружениями уже высказался выдвинутый Трампом на пост помощника военного министра США по ядерному сдерживанию, политике и программам химической и биологической защиты Роберт Кадлек.
Роберт Кадлек утверждает, что у России есть крупный и включающий разные типы оружия «арсенал ядерных сил дальности театра военных действий», не охваченных «Новым ДСНВ и «напрямую угрожающих» войскам США передового базирования, а также союзникам Вашингтона. «Новым ДСНВ» в США сейчас именуют российско-американский Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Он был подписан представителями США и РФ 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу в феврале 2011 года. «Я считаю, что нам следует изучить способы добиться того, чтобы эти вооружения были охвачены проверяемым договором в сфере контроля над вооружениями с Россией», – говорится в письменных ответах Кадлека на вопросы американских законодателей, которые были подготовлены к слушаниям, посвященным рассмотрению его кандидатуры, в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
«Если мою кандидатуру утвердят, я буду работать с коллегами в Военном министерстве США и Госдепартаменте, чтобы определить варианты действий для обеспечения контроля над российскими нестратегическими ядерными вооружениями», – подчеркнул кандидат на должность помощника главы Пентагона.
«Нестратегическими ядерными вооружениями сейчас считаются ядерные вооружения с боеголовкой малой (менее 5 килотонн) или сверхмалой (менее 0,8 килотонны) мощности, – рассказал «НГ» военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Ранее они рассматривались как тактическое ядерное оружие (ТЯО), и сейчас нет международных договоров по их ограничению. Но такие боеприпасы могут использовать американские самолеты, дислоцированные в Европе, также ядерные заряды малой и сверхмалой мощности могут быть установлены на российские «Буревестники» и «Посейдоны». В результате такое ТЯО приобретает характер стратегического, поскольку точечно может поражать объекты в глубине территории противника – это могут быть военно-морские и сухопутные базы, правительственные здания, военные штабы, арсеналы и другие стратегические объекты, которые определяют эффективность и боеспособность государства».
Эксперт обращает внимание на то, что США уже модернизировали свое ТЯО, дислоцированное в Европе, в основном корректируемые авиационные бомбы (КАБ) типа B61–12, предназначенные для сброса с особой точностью и поражения хорошо защищенных объектов. «Если самолеты с такими ядерными КАБ будут действовать у границ России, то они будут способны поражать стратегические объекты в Санкт-Петербурге, Москве, на военно-морских базах Северного и Черноморских флотов», – отмечает эксперт. По его мнению, США имеют возможность применять с малыми ядерными зарядами крылатые ракеты «Томагавк», а также скоро могут поставить в Европу новые виды высокоточного оружия. Одно из них – ракетный комплекс средней дальности «Дарк Игл» (LRHW Dark Eagle) с гиперзвуковыми ракетами с дальностью стрельбы 5,5 тыс. км. Именно это оружие упомянул министр обороны РФ Андрей Белоусов на совещании с постоянными членами Совета безопасности в Кремле 5 ноября. «Подлетное время с территории Германии, где планируется разместить данный ракетный комплекс, до объектов центральной части России составит около шести-семи минут», – рассказал Белоусов.
«Безусловно, на такие действия США Россия будет реагировать. Один из таких шагов – возможное возобновление ядерных испытаний, о чем и шла речь в Кремле 5 ноября, – заявил Неткачев. – Постановка на боевое дежурство «Буревестников» и «Посейдонов» тоже может быть ответом на ядерные угрозы со стороны США». По мнению эксперта, при этом не исключены и военно-дипломатические шаги со стороны Москвы и Вашингтона. Как считает Неткачев, Россия вряд ли захочет внести свои ракеты с ядерными энергетическими установками в «Новый ДСНВ», поскольку таких вооружений нет ни у кого в мире. При этом свою позицию по продлению ДСНВ Москва уже обозначила, заявив, что будет соблюдать договор, если Вашингтон его не нарушит.

