Встреча двух религиозных семей – как встреча двух миров. Кадр из фильма «Это мэтч» (2021)
Сразу в трех российских городах – Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде в начале ноября прошел 22-й Фестиваль израильского кино. В столице посмотреть ближневосточные ленты можно было в кинотеатре «Пионер» – на традиционной площадке фестиваля. Открыл смотр новый посол Израиля в России Одед Йосеф, который прибыл в Москву в конце октября, а 4 ноября вручил копии верительных грамот замглавы МИД РФ Сергею Вершинину. «Кино – это живой мост между людьми и культурами. За этими фильмами вы увидите глубокие истории, которые позволят взглянуть на душу и многогранность современной израильской жизни», – отметил дипломат.
За четыре дня зрителям было представлено 15 фильмов: это и хиты израильского кинопроката, и документальные сюжеты, и серии короткометражек, и авторские дебюты. Все ленты были показаны в России впервые. Среди них – участник Берлинского международного фестиваля фильм-посвящение трагедии 7 октября 2023 года «Письмо Давиду», музыкальный нуар-детектив «Сити», авантюрная комедия «Неудачники» – израильский ремейк популярного итальянского сериала и т.д. Визитной карточкой стала лента режиссера Эреза Тадмора «Это мэтч», которая вошла в десятку самых просматриваемых в Израиле фильмов за 2022 и 2023 годы.
«Мэтч» в переводе с английского означает взаимное совпадение симпатий, интересов или выбора, чаще всего между двумя людьми. Картина посвящена теме института сватовства в ультраортодоксальном обществе Израиля. Коллизия отчасти уже знакома российскому зрителю благодаря таким израильским сериалам, как «Штисель» и «Шабабники». Главный герой нынешней ленты – Моти Бернштейн (актер Амит Рахав) – студент иешивы (учебное заведение для религиозных евреев). Он – член привилегированной ашкеназской семьи, которая при помощи сватов подыскивает ему достойную жену. Однако увлеченный учебой парень без всякого интереса ходит на свидания, которые, как это принято в ультраортодоксальной среде, проходят или дома у «невесты», или в холлах отелей. Все меняется, когда Моти встречает Нехаму Битон (актриса Лиана Аюн) – девушку марокканского происхождения из сефардской общины. Понимая, что разрешение на брак с ней его семья никогда не даст из-за разницы в традициях, он идет на обман и притворяется слепым. Ведь, полагает Моти, «если любовь слепа и не делает различий между ашкеназами и сефардами, то, может быть, ему и самому стоит ослепнуть»…
Ашкеназы и сефарды – две основные субэтнические группы евреев. Исторически ашкеназы сформировались в Центральной Европе (отсюда название «ашкеназ» – средневековое название Германии), а сефарды – на Иберийском (Пиренейском) полуострове, а затем расселились по Средиземноморью. Несмотря на различия в культуре, языке и религиозных обрядах, они исповедуют одну и ту же веру и имеют общие корни. При этом ашкеназы предпочитают заключать браки только с ашкеназами, а сефарды – с сефардами. Если же сефардская девушка выходит замуж за ашкеназского еврея, то ее дети будут ашкеназами, и наоборот.
Лента снята легко и иронично в жанре драмеди (комедийная драма). В оригинале картина называется «Хорошие мальчики». Помимо основной любовной линии, в фильме много внимания уделяется тонкостям обучения в иешиве и взаимоотношениям между молодыми студентами, которые, как и Моти, впервые начинают ходить на организованные их семьями и сватами свидания и не всегда знают, как нужно себя вести при общении с противоположным полом. Ведь, кроме матерей и сестер, они ранее никогда тет-а-тет не общались с девушками.
Еще на этапе съемок в 2021 году лента вызывала негодование у израильских ортодоксов. Они даже нападали на съемочную группу с требованием прекратить работу над фильмом. Верующих возмущало не столько то, что исполнители главных ролей сами не религиозны, сколько то, что продюсировал картину Яки Рейснер. Он вырос в ультраортодоксальной семье, будучи шестым из девяти братьев и сестер, и он правнук Мордехая Яакова Брейша, который был раввином в Цюрихе (Швейцария) в течение нескольких десятилетий. Рейснер учился в престижных иешивах страны, но при этом достаточно рано начал критиковать традиционную систему сватовства. «Моя семья – привилегированная, она одна из первых семей в Бней-Браке (город недалеко от Тель-Авива, большинство жителей которого ортодоксальные евреи. – НГР). У меня 166 двоюродных братьев и сестер, и никто из них не связал свою жизнь с сефардами. Это не случайно. Молитвы, пища и различные обычаи – есть много вещей, которые могут оправдать это, но вопрос в том, правда ли это», – размышлял Рейснер в одном из интервью. «Я должен был идти по пути студента иешивы, но понял, что мне это не подходит».
Рейснер уверен: столь тщательный подбор невест и женихов в религиозных общинах страны можно назвать своего рода расизмом. Продюсер также признался, что не все в семье разделяют его взгляды. «Моя мама после просмотра фильма сказала: «Очень красиво, захватывающе, но я не понимаю, зачем ты это сделал». Лента показалась ей «экстремальной» и «неправильной».
Хоть Яки Рейснер и заявлял, что «никогда не искал учеников иешив» для своих пятерых детей, тем не менее один из его сыновей женился именно через институт сватовства. Зато другой пошел служить в Армию обороны Израиля (ЦАХАЛ). «Это его выбор, и мы его принимаем. Но мы учили их ходить в иешивы», – заключил Рейснер как бы в свое оправдание.
Кстати, в России лента была показана через несколько дней после того, как сотни тысяч ультраортодоксальных евреев собрались в Иерусалиме на массовую молитву-протест против призыва ультраортодоксальных мужчин в ЦАХАЛ. Служба в армии обязательна в Израиле для юношей и девушек, достигших 18 лет, но ультраортодоксы освобождены от воинской повинности. Этот вопрос давно служит предметом горячих споров между светскими и религиозными политиками страны. В июне 2024 года Верховный суд Израиля постановил, что студенты иешив также должны призываться в ряды вооруженных сил, и дал распоряжение правительству начать готовить соответствующий законопроект. Документ до сих пор не дошел даже до стадии обсуждения в Кнессете, однако недавно в парламент был внесен законопроект о санкциях для уклонистов от военной службы, что и вызвало массовый протест.

