0
2075
Газета Люди и положения Интернет-версия

07.06.2013 00:01:00

Реальность против этики

Тэги: конкурс, World Press Photo, фотография


конкурс, World Press Photo, фотография

Фотографию Пола Хансена признали лучшей.
Фото предоставлено пресс-службой

В Шоколадный цех на «Красном Октябре» вновь приехали снимки – лауреаты одной из самых авторитетных премий в области документальной фотожурналистики World Press Photo 2013. В начале года независимое международное жюри конкурса, состоящее из профессиональных фотографов и фоторедакторов, в 56-й раз выбрало в Амстердаме лучшие, на их взгляд, кадры из десятков тысяч, присланных на конкурс. В результате посетители 105 галерей и музеев в 45 странах мира смогут увидеть почти 200 фотографий-победителей. В Москве подобная выставка проходит уже в седьмой раз.
Одним из важнейших событий, которые отразили фотографы, был в минувшем году конфликт Израиля и Палестинской автономии. На выставке представлены фотографии и с одной, и с другой стороны, но снимок, получивший статус «Фотография года», – один. На лучшей, по мнению жюри, работе под авторством шведского фотографа Пола Хансена запечатлены похороны двух палестинских детей, погибших в секторе Газа во время ракетного удара с израильской стороны.
По мнению куратора выставочной программы в Москве Антона Михайловского, особенность выставки состоит в том, что она достаточно универсальна. 
«World Press Photo не только рассказывает о проблемах современности, – поясняет он, – но и показывает спортивные достижения, повседневную жизнь, искусство и развлечения – всю гамму эмоций, впечатлений и ощущений, которые окружают человека в современном мире». Однако экспозиция, как и все предыдущие годы, говорит об обратном: как и фотография-победитель, она в большей степени сфокусирована на самых тяжелых темах наших дней. Вооруженные конфликты, финансовый кризис и последовавшие за ним массовые беспорядки на улицах Европы, суициды, зашкаливающий уровень преступности в латиноамериканских мегаполисах, наркотрафик, сексуальная эксплуатация и жизнь на свалках – острые грани современности всеми красками, преимущественно кровавыми, проявляются здесь как негативы самих снимков. Впрочем, для тех, кто смотрит World Press Photo из года в год, это не в новинку – конкурс и его финальный отбор никогда не отличаются оптимизмом.
Для примера еще одна тема, волнующая фотожурналистов уже не первый год, – судьба женщин в мусульманском мире. В 2011 году мир обошел портрет афганской девушки с отрезанным носом – муж-талиб наказал несчастную за попытку сбежать от него. В этом году история не лучше – портреты иранской женщины и ее маленькой дочери, которых глава семейства облил кислотой после того, как жена сообщила ему о намерении подать на развод. Когда эта шокирующая черно-белая серия фотографий Ибрагима Норузи завоевала первое место в номинации «Документальный портрет», многие эксперты в области документальной фотожурналистики задались вопросом, насколько этично представлять подобные снимки широкой публике. Но даже в профессиональной среде не нашлось четкого ответа. Очевидно лишь то, что эти кадры, как и всю экспозицию, смотреть непросто.
В объектив фоторепортеров все чаще попадают острые конфликты. 	Фото Ридус
В объектив фоторепортеров все чаще
попадают острые конфликты.
Фото Ридус
World Press Photo в очередной раз как зеркало отражает все самые острые проблемы наших дней. При этом вопрос объективности фотоснимков – один из наиболее злободневных в современной фотожурналистике. По словам Михайловского, основа работы фотожурналиста всегда заключается в том, чтобы рассказать людям о происходящем в мире с максимально возможной глубиной вхождения в ситуацию, в проблему. Более или менее достоверно кадры отражают ту сферу жизни, на которую направлен объектив. Но на зрителя свое влияние оказывает не только тематика снимка, но и выбранный ракурс, описание фотографии, способ ее обработки. Последний критерий, к слову, вызвал в этом году немало шума по поводу снимка-победителя, когда независимый эксперт Нил Кравец обвинил Пола Хансена в монтаже. Организаторы конкурса были вынуждены реагировать незамедлительно: была проведена серьезная экспертиза, постановившая, что Кравец ошибся в анализе. Но человек по своей природе любит не только жесткие кадры, но и скандалы: в социальной сети Facebook материал Нила Кравеца набрал несколько десятков репостов, а официальное опровержение его обвинений – считанное количество лайков.
Впрочем, такие истории только разжигают интерес публики – в год World Press Photo посещают сотни тысяч людей по всему миру. Однако, как и в случае с Кравецом, внимание обычно привлекают самые противоречивые заявления на страницах прессы и в сети. Аспекты и ракурсы, с которых можно посмотреть на каждую из освещенных на выставке проблем, тоже весьма различны. И здесь перед каждым встает выбор: быть на стороне фотографа или занять свою собственную позицию. И выбор этот для нас, давно привыкших верить тому, что видим, не всегда очевиден.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
664
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
823
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
649
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
764

Другие новости