0
5968
Газета Люди и положения Интернет-версия

21.11.2014 00:01:00

Пляжный сезон длиною в жизнь

Тэги: росфото, петербург, пляж, жизнь, фотография, британия, парр, культура, снимок, документалистика, выставка


росфото, петербург, пляж, жизнь, фотография, британия, парр, культура, снимок, документалистика, выставка Английскому фотографу удается запечатлеть странности и нелепости поведения на пляже.

В государственный музейно-выставочный центр «Росфото» в Санкт-Петербурге до конца ноября привезли проект британского фотографа-документалиста Мартина Парра Life's a beach («Жизнь – это пляж»). Несколько десятков снимков о пляже как о социальном явлении и зеркале современности – итог многолетней работы фотографа, родившегося в стране, где от этого явления никуда не убежать. «В Великобритании, где бы вы ни находились, невозможно быть дальше 75 миль от побережья. В Соединенных Штатах развита уличная фотография, а у нас в Соединенном Королевстве есть пляж», – говорит Мартин Парр. Увлеченность фотожурналиста пляжными ритуалами и традициями превратила его в одного из известнейших современных фотографов, профессора фотографии в Университете Ульстер в Северной Ирландии и автора более чем 80 книг.

Достичь подобного признания и стать фотографом-документалистом Парр мечтал с детства и, не теряя времени, шел к своей мечте с 14 лет. Переезжая в разные города Великобритании и путешествуя по миру, он никогда не прекращал делать снимки, изредка меняя лишь методы и объекты своей съемки. Поначалу его работы были черно-белыми: цветные фотоснимки в 1970-е годы ассоциировались скорее с чем-то несерьезным и близким к коммерческой рекламе. Но вскоре Парру удается превратить такую ассоциацию в свое преимущество. 

Поворотной точкой в карьере фотожурналиста стал именно переход к цветной съемке. В 1982-м они с женой перебрались на северо-запад Великобритании, в курортный Валласей. Вдохновленный красочными работами американцев Джоэля Мейеровица и Стивена Шора и британцев Питера Фрэйзера и Питера Митчелла, он начинает через объектив фотокамеры следить за отдыхающими на море. Живые и эксцентричные снимки постепенно приносят Парру известность. В 1994 году он становится членом Magnum Photos, что, однако, не раз подвергалось критике. По мнению коллег Парра, для агентства репортажной фотожурналистики его фотографии были слишком провокационными и высмеивающими действительность. 

Сам Парр говорит, что, следя за особенностями досуга разных социальных классов, делает акцент скорее не на их высмеивании, а на поиске диссонанса: «Основное, что я постоянно исследую, – это разница между мифологией места и той реальностью, в которой оно пребывает». Он видит эту разницу всюду, но особенно явной находит ее именно на пляже, где люди могут расслабиться, побыть самими собой, в то же время демонстрируя при этом легкую эксцентричность. 

Найденный Парром диссонанс в пляжном отдыхе порождает соответствующую реакцию и у зрителей. Ранее присущая исключительно рекламным снимкам красочность и пляжная тематика в его работах смешивается с жизнью такой, какая она есть. Райская и идеализированная мифология побережья, созданная медиа, сталкивается с неприглядной и рутинной действительностью в присущей фотографу остросоциальной манере передачи увиденного.

Рекламная красочность снимков Мартина Парра смешивается с реальной жизнью.	Фото предоставлены пресс-службой «Росфото»
Рекламная красочность снимков Мартина Парра смешивается с реальной жизнью. Фото предоставлены пресс-службой «Росфото»

Начав на родном британском побережье, в поисках такого «пляжного диссонанса» Парр в итоге отправляется и в другие части мира. Так, повседневность отдыхающих у моря становится главным объектом его съемок, в итоге превратившись в новый проект Life's a beach, который привезли в «Росфото». В новой экспозиции Парр продолжает балансировать между документалистикой и субъективным сарказмом, играя не только со словами в названии серии снимков, но и с содержанием представленных кадров.

В предисловии к своему альбому, который лег в основу новой пляжной экспозиции, фотограф пишет: «Вы можете многое узнать о стране, просто взглянув на ее пляжи: в разных культурах пляж представляет собой то самое общественное место, в котором можно пронаблюдать за всем абсурдом и странностями национального поведения». Время и место съемки оказываются главным контекстом для проявления комичности запечатленных ситуаций. Почти под каждым кадром лишь название точки на карте и год: «Кнокке. Бельгия. 2001», «Озеро Гарда. Италия. 1999», «Уэймут. Англия. Великобритания. 2000»... Исключение составляют лишь несколько более ранних снимков, под которыми фотограф подробнее описывает свой замысел, например: «Девочка играет на пляже с флагами Великобритании. Уэймут. Англия. Великобритания. 1998» или «Британский таблоид, пляж. 1991». За более чем 20 лет Парру удается запечатлеть странности и нелепости поведения во всей их полноте: как с точки зрения раскрытия тематики, так и с позиции географии. Он иронично изучает все удивительные аспекты пляжного отдыха: от уругвайской традиции пить чай мате прямо на песке до переполненного японского искусственного курорта-бассейна. 

С разных точек зрения Мартин Парр демонстрирует абсурдность и порой неуместность некоторых обычаев и традиций современного западного общества. На запечатленных им пляжных сценах – удивительная совместимость несовместимого: босые чистильщики ушей на Гоа рядом с отдыхающими дорогих отелей, дети, играющие в окружении пустых пластиковых бутылок и прочего мусора. Сцены на фотоснимках Парра отчасти напоминают работы первых импрессионистов, которые в поиске легкой световоздушной среды отправлялись на побережье. В конце XIX столетия, в подобное сегодняшнему дню время социальных изменений и контрастных расслоений в обществе, они нередко изображали на своих полотнах сцены курортной жизни. Один из предшественников импрессионизма и учитель Клода Моне, Эжен Буден, родился в Нормандии в семье моряка и был особенно увлечен такими мотивами. Запечатленные им на фешенебельных пляжах Трувиля отдыхающие в элегантных темных одеждах сидят на специально принесенной мебели в окружении прислуги. Всем своим видом они ярко выделяются на фоне бесконечного океанского берега и серо-голубого неба. Крупными мазками и мрачными тонами красок Буден противопоставляет громоздкие силуэты окружающей их природной идиллии, пытаясь найти в этом некоторый баланс или же его отсутствие. Так и Парр спустя более чем столетие, вероятно, пытается через призму пляжных зарисовок понять, насколько гармонично современное общество с его нормами и ритуалами и возможна ли эта гармония как таковая.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
664
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
823
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
649
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
764

Другие новости