0
3431
Газета Люди и положения Интернет-версия

20.02.2015 00:01:00

Диалог фотографа и времени исследует лондонский Музей науки

Тэги: выставка, лондон, фотография


выставка, лондон, фотография Двести снимков тщательно выводят на стенах извилистую линию истории фотографии. Фото из фотострима Музея науки Лондона во Flickr

До начала марта лондонский Музей науки демонстрирует в своем «Пространстве медиа» (Media Space) масштабную выставку «Нарисованные светом» (Drawn by Light). В рамках нового проекта кураторы объединили лучшие, на их взгляд, снимки одного из старейших в мире собраний фотоотпечатков – коллекции Британского королевского фотографического сообщества. 

Двести снимков экспозиции тщательно выводят на стенах извилистую линию двухсотлетней истории фотографии. Здесь показаны работы десятков признанных мэтров фотографического искусства прошлых столетий: Стива Маккарри, Энсела Адамса, Джулии Маргарет Кэмерон, Дона Мак Каллина, Терри О'Нила,  Мартина Парра и других.

Самые ранние из представленных работ были сделаны еще в 1820-х годах путем гелиографии. Такая техника получения снимков на литографском камне или металлических досках на несколько лет опередила первые дагерротипы в гонке за звание прототипов современной фотосъемки.

Многие из представленных на выставке первопроходцев британской фотографии даже не думали полностью отдаваться этому искусству. И авторы гелиографических оттисков, и последовавшие за ними фотоэкспериментаторы Роджер Фентон, Уильям Генри Фокс Тальбот для себя и окружающих долгое время оставались прежде всего учеными, изобретателями, военными, художниками или путешественниками. Уважение к фотографии и ее признание пришло в Великобританию не сразу, но во многом благодаря фотографическим подвигам именно этих джентльменов. Их эксперименты в области фотографии продолжали влиять на нее на протяжении всей истории развития, заставляя владельцев музеев и галерей каждый раз по-новому «играть» с экспонатами и находить точки соприкосновения между, казалось бы, далекими во временном пространстве фотоснимками. Свое активное развитие такая «игра», иными словами – кураторство, получила в середине XX столетия. Приблизительно в те же годы Джон Берджер, один из первых исследователей феномена фотографии, в контексте организации выставочного пространства утверждал, что «мы должны расположить напечатанный снимок так, чтобы он приобрел нечто от удивительной завершенности, свойственной тому, что было и есть». 

Финальная точка экспозиции – «Портрет Кристины». Этот же снимок украшал афиши выставки. 	Фото из фотострима музея науки Лондона во Flickr
Финальная точка экспозиции – «Портрет Кристины». Этот же снимок украшал афиши выставки. Фото из фотострима музея науки Лондона во Flickr

Кураторы выставки «Нарисованные светом» по-своему взглянули на поиск этой завершенности, найдя ее в присущей и фотографии, и тому самому свету мимолетности. В попытке увидеть нечто общее между снимками, которые разделяют десятки лет истории, социальных потрясений и технических революций, они приблизились к описанному Берджером идеалу.  В каждом из выбранных ими кадров есть нечто, присущее времени (и прошлому, и будущему) в целом – быстротечность. По-особенному показывая недолговечность мгновения, первые экспериментальные снимки в залах Музея науки вступают в диалог с современными творениями фотографов, создавая друг для друга и для зрителя необходимый контекст. Именно диалог между содержанием, формами и жанрами (от пейзажа и портрета до натюрморта и ню) становится главным принципом построения всей экспозиции. Снимки не привязаны к классическим хронологическим рамкам, а сквозь мгновенный и одновременно вечный характер фотографии связывают между собой творцов из разных эпох.  

Начальным звеном в этой запутанной цепи и первой представленной в экспозиции работой становится произведение американского фотографа-пиктореалиста Энн Бригман. Сделанный ею в 1908 году снимок «Дух фотографии» – прямое попадание в самое сердце, а скорее, в душу фотографии. Призрачно размытая фигура женщины со старой фотокамерой в руках и пролетающим перед глазами мыльным пузырем – каждый фрагмент ее работы «играет» с неуловимостью момента, передавая мимолетную сущность магии фотографии. Продолжая заданную Энн Бригман идею, вся экспозиция демонстрирует вечный диалог фотографа с прошлым и будущим, его игру с мгновениями и непрерывный поиск точки равновесия в быстротечности времени. 

Размышляя об этой взаимосвязи между фотографом и временем, авторитетный американский критик Сьюзан Зонтаг в 1970-е годы пришла к выводу, что «фотография не только сообщает о прошлом – как показывают миллиарды современных снимков, она меняет наше отношение к настоящему». Именно так, по-новому, взглянуть на фотографию в частности и на действительность в общем заставляет завершающий выставку снимок. Финальной точкой экспозиции выбран «Портрет Кристины» – красочная контрастная фотография светловолосой девушки в ярко-алом капюшоне на пляже в Графстве Дорсет. Подполковник Мервин О'Горман сделал этот кадр более века назад. Девушка и военный были на том пляже в 1913 году, но мимолетное мгновение залитого солнцем счастья предстает перед нами в данный, столь же безвременный, как и столетие назад, момент.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
667
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
827
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
652
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
767

Другие новости