0
7573
Газета Кавказский хребет Интернет-версия

22.10.2002 00:00:00

"Чеченский кризис" - часть общего кризиса в стране

Тэги: чечня, кризис, осмаев


- Амин Ахмедович, давайте начнем с терминологии. Что такое, на ваш взгляд, "чеченский кризис"?

- В широком смысле слова - это понятие, отражающее конфликтные этапы российско-чеченских отношений. В узком смысле - процесс самоидентификации чеченского народа, вызванный крахом коммунистической идеологии, распадом Советского Союза и политикой российского руководства. В то же время он часть общего кризиса Российской Федерации. В его основе лежит сложный комплекс геополитических, социально-экономических, этнических, правовых проблем, в том числе многовековое подавление чеченского народа российским государством. Попытка волюнтаристским способом разрешить обострившиеся к началу 90-х годов противоречия привела к политическому конфликту, а затем к военным действиям.

- Какие факторы оказывают влияние на "чеченский кризис"?

- Международные, российские, региональные, чеченские. В процентном отношении я бы влияние этих факторов оценил следующим образом: международные - 70%, российские - 20%, региональные - 4%, чеченские - 6%. В конфликте, по иронии судьбы называемом "чеченским", мало что зависит от чеченцев. ООН, ОБСЕ, ПАСЕ, НАТО, безусловно, могут прекратить войну в Чечне. Косово и Афганистан - наглядное подтверждение потенциала и эффективности совместных действий международных организаций при разрешении конфликтов. Но возможности международных организаций не используются потому, что в них доминируют группы влияния, заинтересованные в сохранении Чечни в качестве региона "управляемого конфликта" как одного из инструментов дальнейшего разрушения российского государства, превращения слабой России в сырьевой придаток транснационального капитала.

- В чем тогда причины неудач Кремля в разрешении кризиса?

- Они во многом являются следствием подмены государственной политики корпоративными интересами, стремления навести конституционный порядок неконституционными методами, отсутствия системного подхода и, самое главное, - отчуждения чеченского народа от власти и лишения его права решать собственную судьбу. Помимо этого сказывается непонимание особенностей формирования чеченского народа и его современной структуры. Чеченцы никогда не были подневольными людьми, у них отсутствует страх перед силой и богатством. Там, где начинается раб, холоп, лакей, там кончается чеченец. Кремлевские "чеченоведы" также допускают грубейшую ошибку, вольно или невольно повторяя в этом Джохара Дудаева. Они отождествляют чеченский народ с ичкерийцами и ичкерийской системой.

- Кто же в России заинтересован в сохранении напряженности в Чечне?

- Представители "криминальной" экономики, расхищающие бюджетные средства, направленные на восстановление республики, политиканы, прикрывающие Чечней собственные неблаговидные дела и провалы, коррумпированная часть военных, делающая на крови деньги и карьеру. Можно предположить, что благодаря именно их влиянию в республике не вводится чрезвычайное или военное положение, несмотря на катастрофическую ситуацию. При этом сами чеченцы слабо влияют на развитие ситуации. В первую очередь это объясняется могуществом сил, управляющих "чеченским кризисом". Другая причина - отсутствие единства даже у той части чеченского народа, которую принято называть "здоровыми силами" нации.

- Среди возможных сценариев урегулирования кризиса называют референдум о Конституции и выборы местных органов власти...

- Чеченскому народу они нужны больше, чем какому-либо другому народу РФ. Чечня без Конституции и избранных населением органов власти будет оставаться квазиреспубликой. Вместе с тем для проведения референдума и выборов необходимы соответствующие международному и российскому праву условия и гарантии обеспечения свободного и демократического волеизъявления. В Чечне в настоящее время они полностью отсутствуют. В республике идет вторая, похожая на геноцид война, и ежедневно в массовом порядке нарушаются права и свободы человека и гражданина, включая главное право - право на жизнь. Проведенные в такой обстановке референдум и выборы обречены превратиться в фарс. Они не будут признаны ни международным сообществом, ни чеченским народом. Чтобы предотвратить подобный сценарий развития событий, следует немедленно, при участии международных наблюдателей, заняться подготовкой необходимых условий для свободного волеизъявления граждан. В Москве должны осознать необходимость для республики переходного периода - управляемого процесса перевода жизни населения из состояния войны в сферу созидательной социально-экономической деятельности - сроком на 2-3 года и всерьез взяться за создание элементарных условий для организации выборов. А уже затем, после избрания законной власти, можно выносить на референдум любые вопросы, в том числе и о статусе республики. Задачи переходного периода состоят, во-первых, в обеспечении безопасности населения. Во-вторых, в восстановлении социально-экономической инфраструктуры и, в первую очередь, в обеспечении населения рабочими местами. В-третьих, в решении проблемы беженцев. В-четвертых, в создании механизма вовлечения в общественно-политический процесс третируемого воюющими сторонами "молчаливого" большинства чеченского народа. В-пятых, в организации международной коалиции по разрешению "чеченского кризиса". В-шестых, в организации конструктивного внутричеченского диалога и подготовке правовой базы для проведения свободных демократических выборов.

- А какой статус нужен Чечне?

- Необходимость особого статуса - объективная реальность. Кроме того, она имеет правовое обоснование в виде соглашения "Об основных принципах взаимоотношений между РФ и ЧР", подписанного председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным, полномочным представителем президента РФ в ЧР Олегом Лобовым и главой ЧР Доку Завгаевым 8 декабря 1995 года. В тексте этого документа четко зафиксировано положение: "Признать необходимость установления особого статуса ЧР в составе РФ". Вопрос заключается только в том, как скоро федеральный Центр, находящийся в политическом "цейтноте", поймет необходимость практических шагов в этом направлении. У руководства России не очень богатый выбор вариантов. Или с согласия Кремля ЧР будет иметь особый статус в составе России, или по плану Бжезинского она станет независимым государством. В роли гаранта особого статуса должно выступить международное сообщество. 11 лет перманентной войны подорвало доверие большинства населения республики, в том числе и "пророссийских" чеченцев, к федеральному Центру. Поэтому "чеченский кризис" - это кризис доверия к России как демократическому федеративному правовому государству. Не менее очевидно и другое - ичкерийская власть, превратившая республику в анклав терроризма и работорговли, представляет смертельную опасность не только для чеченцев, но и соседних народов.

- Тем не менее под политическим урегулированием чаще всего понимаются переговоры. Кто должен быть их участником?

- Международные организации (ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и другие), Российская Федерация и представители народа Чеченской Республики. Что касается чеченских переговорщиков, то их состав должен формироваться из общественно-политических сил и авторитетных людей, не запятнавших себя преступлениями против человечности и твердо стоящих на принципах мира, законности и порядка. Таких людей в Чечне и за ее пределами немало. Однако Кремль предпочитает их не замечать, используя в своих целях одиозные фигуры. Запад также совершает ошибку, апеллируя к мнимой легитимности Масхадова. Ни он, ни его предшественник Дудаев никогда не считались не только с международным правом, но и с собственными законами. Они являются одними из главных организаторов чеченской трагедии. У Масхадова столько же оснований представлять на переговорах чеченский народ, сколько прав у палача представлять на суде свою жертву. Не стоит забывать и о том, что в "матрешке" Масхадова находятся Басаев, Яндарбиев, Удугов и прочие апологеты ваххабизма.

Главное для России - не геостратегическое положение Чечни, не чеченская нефть. Вопрос заключается в том, что основные причины дезинтеграции Российского государства не устранены, удалось лишь уменьшить скорость его распада. Выход Чечни из состава России грозит ей новыми потрясениями, а кремлевскому руководству - политическим крахом. Результаты разрушительной шестилетней деятельности режимов Дудаева-Масхадова во взаимоотношениях с Россией очевидны. В то же время историческая судьба чеченцев неразрывно связана с русским и другими российскими народами. Значение этих связей не только не уменьшилось, а неизмеримо возросло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
731
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
901
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
715
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
849

Другие новости