0
3316
Газета Кино Интернет-версия

15.02.2017 00:01:00

Феминистский триллер может выиграть Берлинале

Тэги: кинофестиваль, берлин, берлинале, женское кино, триллер, кинокритика


кинофестиваль, берлин, берлинале, женское кино, триллер, кинокритика «След зверя» Агнешки Холланд – нечто большее, чем модный в последнее время экологический триллер. Кадр из фильма

Половина Берлинале позади, половина конкурсных фильмов показана. И даже независимо от того, кто победит, и несмотря на то, что лучший на данный момент фильм основной программы – «Мистер Лонг» снят мужчиной и про мужчину, с уверенностью можно назвать этот фестиваль женским. Из-за обилия в программе картин про сильных героинь вроде «Фантастической женщины», «Фелисите», «О теле и душе», «Вечеринка» и потому, что авторами нескольких из них (самых выдающихся) являются женщины-режиссеры.  

Вообще главное женское кино представил на Берлинале канадец Брюс ЛаБрюс – «Мужененавистниц» показывают в секции «Панорама» (тогда как второй его берлинский фильм – «Мозг Ульрики» представлен в «Форуме»). Этот комедийный фарс рассказывает о группе женщин, намеренных уничтожить мужчин – или в крайнем случае превратить их в женщин, после чего эволюционировать, научиться рожать без участия партнера и установить на Земле вечный матриархат. Как всегда у ЛаБрюса, предельно утрированный, нелепый, откровенный (да что уж там, порнографический) фильм на грани трэша. Но в то же время жесткий и бескомпромиссный – в конце концов форма позволяет. Позволяет разговаривать феминистскими лозунгами, вместо HIStory изучать HERstory (англ. «история» с первым слогом, замененным с местоимения «его» на «ее») и произносить лишь одну молитву: «Спасибо, Господи, что я родилась не мужчиной».  

А если вернуться к основному конкурсу, то здесь речь, безусловно, об Агнешке Холланд и ее работе под названием «След зверя». Фильм Холланд на фестивале сразу же причислили к модному в последнее время жанру «экологический триллер» и окрестили феминистским манифестом, хотя оба этих определения, пожалуй, сильно ограничивают картину и не являются исчерпывающими для ее описания и понимания. Действие и правда разворачивается на лоне природы, где-то в сельской польской глубинке, а основным действующим лицом становится живущая здесь в уединении немолодая дама (Агнешка Мандат-Грабка) – любительница и ярая защитница флоры и фауны. Соседей она сторонится, тем более что почти все они – охотники, а общению с людьми предпочитает игры с двумя своими собаками. Которые однажды бесследно исчезают. А вслед за ними один за другим гибнут люди: тела мужчин, то с проломленным черепом, то изъеденные насекомыми, находят в лесу. Под подозрением оказываются сразу несколько человек, мотив есть и у недавно приехавшего в деревню энтомолога, и у прозябающего на скучной работе в полиции молодого программиста-хакера, и у одной молодой девушки – что уж говорить про главную героиню.  

В фильме действительно нетрудно отыскать элементы триллера – даже экологического. Камера  блуждает по лесу, будто бы внезапно выхватывая те или иные кадры, на которых вместо чего-то пугающего, как правило, не оказывается ничего – оно будто где-то рядом, но не попало на экран. Этот прием создает определенное напряжение, даже саспенс, тревожную атмосферу. Что до экологичности, то природа здесь становится не просто фоном, а непосредственным участником событий: мысль о том, что убийство животных является страшным грехом, а жизнь человека не ценнее жизни собаки, – кредо главной героини, о котором она не перестает твердить по ходу действия. Тщетно пытаясь преобразить окружающую действительность в лице брутальных охотников. Вот и феминистский манифест – женщина и ее благая миссия против целого мира – этакая метафора и по сей день, несмотря на все права и свободы, сугубо патриархальной человеческой цивилизации. На деле же достаточно увидеть в этой картине в меру ироничную, снятую – и формально, и содержательно – в духе мрачных скандинавских детективов историю, полную черного юмора, с утопическим хеппи-эндом и предшествующим ему лихо закрученным сюжетом. С такой же легкостью «След зверя» можно считать экологической мелодрамой или экологической комедией. Неизменна лишь главенствующая роль героини, за порой бесстрастным лицом которой скрывается страстная, принципиальная, даже отчаянная натура – вот уж действительно в тихом омуте...

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
1119
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
1086
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
1167
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
1054