0
4768
Газета Кино Интернет-версия

11.12.2017 00:01:00

Артдокфест-2017: Лучший российский фестиваль документального кино сражается с волной доносов

Тэги: фестиваль, документальное кино, артдокфест, красная душа, йессика гортер, сталин, гулаг


фестиваль, документальное кино, артдокфест, красная душа, йессика гортер, сталин, гулаг Дети репрессированных рассказывают о своей жизни. Кадр из фильма

Из года в год фестиваль «Артдокфест» – единственный в своем роде независимый, а оттого, возможно, максимально полный и объективный смотр документального кино в России – проходит со скандалами. 2017-й не стал исключением, нападки и атаки разного характера происходят едва ли не каждый день, от звонков и заявлений с просьбами и угрозами в адрес как самого «Артдокфеста», так и сети кинотеатров «КАРО» (сеансы проходят в «Октябре») до прямых попыток сорвать показы на месте, перед их началом.

Истории эти, которых к середине смотра накопилось уже с десяток, связаны в основном с картинами, так или иначе рассматривающими украинскую тему, – их и в конкурсной, и во внеконкурсной программах немало. Неудивительно, ведь эта общественно-политическая проблема далека от разрешения. Однако еще большую актуальность и значимость «Артдокфеста» подтверждает то, что в этом году режиссеры в своих работах пытаются разобраться не с внешней, а с внутренней политикой, осмыслить за нас наше прошлое, разобраться в том, как оно сформировало нас сегодняшних – тех, кто в 2017 году возлагает цветы к могиле Сталина, не верит в ГУЛАГ и пишет доносы.

Началось все, как полагается, на открытии, куда с написанными на плакатах требованиями запретить фестиваль нагрянули активисты НОДа – впрочем, «демонстрация» оказалось мирной и неэффективной. Зато на следующий день все стало вполне реальным и в своих последствиях далеким от безобидного фарса. Звонки в «КАРО» и адресованное Генпрокуратуре и Минкульту требование вице-спикера Петра Толстого о проверке фильма вынудили сеть отказаться от показа «Войны ради мира» Евгения Титаренко, посвященного украинским добровольцам, воевавшим на востоке Украины. Показ перенесли в Чешский центр, который чуть позднее также был вынужден отменить сеанс, опасаясь очередных угроз и не имея возможности обеспечить безопасность зрителей. Такая же участь постигла картину «Мустафа» Эрнеса Салихалилова – биографический док о лидере крымских татар Мустафе Джемилеве. Тот же звонок в кинотеатр – и фильм снимают с показа за два часа до его начала. Оказывается, дело в том, что Наталья Поклонская, еще будучи прокурором Крыма, завела на героя фильма дело, и Центр по противодействию экстремизму требует предоставить ленту в связи с оперативно-разыскной деятельностью. Дирекция фестиваля приняла решение транслировать «Мустафу» онлайн, на сайте «Артдокмедиа».

Первый показ конкурсного «Полета пули» Беаты Бубенец, одним кадром запечатлевшего военные будни в Украине, должен был пройти в Санкт-Петербурге, однако его чуть было не сорвали из-за очередных запросов Генпрокуратуры – ничего криминального проверявшие не нашли, и показ состоялся. В Москве история в точности повторилась – от запроса до разрешения и переполненного зала. С одной лишь разницей: на сеанс пришли неизвестные, воевавшие на востоке Украины, и, не досмотрев картину, набросились на Виталия Манского и Беату Бубенец с обвинениями, угрозами и обещаниями привести на следующий сеанс еще пять сотен бойцов – и сорвать его (активисты движения SERB задержаны за эту акцию). 

Уже совсем безобидной на этом фоне выглядит история с фильмом Инны Ткаченко «КВН. Свидетельство о рождении» – запретить показ в связи с якобы незаконным использованием торгового знака «КВН» требовал от «КАРО» Александр Масляков-младший – аббревиатуру «Артдокфест» из названия убрал, и все вроде бы успокоились, однако и этот случай, если подумать, нисколько не выпадает из общей цепочки бесконечных нападок на фестиваль.

Причины, очевидно, не в фестивале – «Артдокфест» не изменяет себе и придерживается политики разностороннего освещения актуального документального кино, предоставляя площадку для показа авторам, независимо от их взглядов. И независимо от собственных, оценивая, как и полагается, исключительно художественную ценность той или иной работы. Причина видится в нас, в обществе, вновь взявшем в привычку хорошо забытое старое «не смотрел, но осуждаю», вновь вернувшимся к практике звонков и доносов, к бесконечным требованиям запретить все подряд, не говорить на те или иные «неудобные» темы.

Почему это происходит? На этот вопрос пытаются ответить режиссеры сразу нескольких фильмов программы. Катя Федулова, россиянка, эмигрировавшая в Германию, начинает свою картину «Вера Надежда Любовь» с архивных кадров, на которых она беседует с ныне покойной бабушкой, ветераном войны, пытаясь выяснить, за что та воевала – говорит, что «за родину». Чтобы понять, за что сегодня воюют женщины в России, Федулова находит современных героинь: регионального политика Ольгу, ведущую неравный бой с коррупцией в своем регионе, но, кажется, живущую за счет не совсем чистого на руку бизнесмена, глубоко верующую феминистку Наталью, сражающуюся за права женщин и одновременно требующую запретить аборты, «королеву красоты» Анастасию, которая после развода с мужем, забравшим сына в другой город, два года провела на востоке Украины в качестве военного корреспондента. Ни одного мужчины вокруг, кроме разве что хамоватых амбалов на избирательных участках, толкающих депутата Ольгу и угрожающих ей расправой, и сбежавшего из страны бизнесмена Константина (остальные – бывшие мужья и нынешние спутники – так и остаются где-то за пределами экрана).  Сам фильм по своей структуре несовершенен, местами выглядит сумбурным и чересчур личным – Катя Федулова не только ведет диалог со зрителем за кадром, но и в какой-то момент, не выдерживая, входит в кадр, вступая в спор с одной из героинь. Три невероятной красоты девушки, в головах которых уживаются парадоксальные идеи, православие и право, демократия и коррупция, война и мир – все смешалось, и в этом отчасти ответ. Воюют, как бабушки, по-прежнему за родину и за детей. Только вот героизировать и те, и эти «подвиги», как делают это нынче в отечественном художественном кино, не стоит – стоит задуматься о том, что вынуждает каждую из них в одиночку противостоять той или иной системе. Безусловно, фильм-манифест, феминистский, но выходящий за рамки разговора о тяжелой женской доле в глобальное пространство рассуждения о судьбах родины.

Так же, на примере отдельных историй, осмысляет состояние современного российского общества режиссер еще одного конкурсного фильма – к слову, также женщина, также гражданка другой страны. Автор «Красной души», голландка Йессика Гортер, 20 с лишним лет приезжающая в Россию и снимающая о ней документальное кино, в этот раз задается вопросом, почему до сих пор так много людей почитают Сталина, несмотря на то что почти нет семей, которых бы не коснулись репрессии. На экране – парадоксальные, как и в «Вере Надежде Любви», истории о потерях родителей, о попытках восстановить имена, о переживании семейных трагедий – и общей трагедии целой страны, так и не осмысленной до конца. Женщина, на глазах которой в 37-м году забрали родителей и которая не может простить спустя столько лет; историк, в маленькой комнатушке собирающий ненужный государству архив репрессированных; средних лет мужчина, потерявший сына и сокрушающийся, что не успел спасти его, научив жить «по-советски»; смотритель музея ГУЛАГа на Соловках, где фотографии жертв соседствуют с фотографией палача Сталина; находящийся под следствием руководитель карельского отделения «Мемориала» Юрий Дмитриев – в кадре он с дочкой Наташей ищет в лесу затерянные захоронения, сестры, плачущие на могиле расстрелянной матери – и в финале с опаской спрашивающие, не очерняют ли они своими рассказами Россию.

Из этих историй, которым режиссер не дает никакой оценки – только факты и прямая речь героев – складывается цельная картина. Нет единого верного ответа, но можно понять, и почему люди возлагают цветы к могиле Сталина, и почему звонками и письмами пытаются запретить фильмы, якобы очерняющие Россию. Об этом, даже если не проговаривают, но говорят все герои «Красной души». В 2017 году мы все еще живем прошлым, которое не стало осмысленной и принятой со всеми своими темными страницами историей, с тем наследием, которое уже стало частью национального самосознания, с тем страхом, которым жили бабушки и дедушки, боясь случайно не согласиться с политикой партии. С мыслью о том, что поверь мы в ГУЛАГ, произнеси мы имена миллионов расстрелянных, назови мы, наконец, Сталина чудовищем, признав все это – очерним Россию. И нам за это обязательно что-то будет – так лучше позвонить, опередить, донести, пусть будет кому-то другому. Такой вот патриотизм, с широко закрытыми от страха глазами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
230
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
283
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
237
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
201

Другие новости