0
2385
Газета СНГ Интернет-версия

04.02.2011 00:00:00

Украинские "АНы" не долетели до Ирака

Тэги: украина, авиация, оружие, контракт, ирак


украина, авиация, оружие, контракт, ирак Транспортные самолеты Ан хороши еще и тем, что их можно продавать гружеными.
Фото Reuters

На этой неделе официально подтвердилась информация о том, что крупнейший контракт на поставки в Ирак украинской военной техники оказался под угрозой срыва. Эксперты считают, что скандал спровоцировали как внутренние причины в виде реорганизации оборонно-промышленного комплекса Украины, так и внешние факторы, среди которых называются усилия американских лоббистов и российских конкурентов. У Киева остался месяц, чтобы найти выход из ситуации, однако условия контракта уже усложнились, отмечают специалисты.

Украинско-иракская сделка была оформлена в декабре 2009 года, когда США выделили 3 млрд. долл. на перевооружение иракской армии. В тот момент сообщалось, что Украина может рассчитывать на 85% этой суммы.

Официально было известно, что государственная компания «Укрспецэкспорт» обязалась поставить в Ирак 420 бронетранспортеров БТР-4Е с боевым модулем «Парус» на сумму 457,5 млн. долл.; шесть транспортных самолетов Ан-32Б на сумму 99 млн. долл. Отдельными контрактами оформлялись договоренности об обучении в Украине иракских военных специалистов, о ремонте и обслуживании поставленной техники. В прессе упоминались также поставки других видов вооружений, однако официального подтверждения этой информации не было.

Источник, близкий к военному ведомству Украины, пояснил «НГ», что Ирак обязался оплатить контракт в три этапа, завершив перечисление средств в текущем году. «В документах были важные нюансы. Во-первых, в схеме, как принято при оружейных сделках, был утвержденный американской стороной посредник, который, по документам, мог претендовать, по-моему, на 13% комиссионных. Во-вторых, были предусмотрены штрафные санкции в случае невыполнения или несвоевременного выполнения контракта. Поскольку правительство Юлии Тимошенко выдало иракскому Минобороны государственные гарантии, то нарушение условий контракта можно оспорить в международном суде», – пояснил источник. Многомиллионные штрафы стали бы не только сокрушительным ударом для украинского госбюджета, но и серьезнейшей антирекламой для Украины как одного из крупнейших торговцев оружием и военной техникой на мировых рынках.

В декабре в прессу просочились слухи о том, что иракская делегация отказалась принять первые 11 БТР и два самолета, а украинская сторона, в свою очередь, решила не выплачивать комиссионные посреднику. Хотя чиновники то подтверждали, то опровергали информацию, на днях ситуация прояснилась.

Гендиректор госконцерна «Укроборонпром» Дмитрий Саламатин издал распоряжение об увольнении Михаила Борисюка с должности генерального конструктора Конструкторского бюро им. А.А.Морозова, обеспечивающего разработку новейших БТР для Ирака. Борисюк, не соглашаясь с решением руководства, подтвердил газете «Дело», что иракские специалисты обнаружили серьезные недостатки в 30-миллиметровой пушке ЗТМ-1 бронетранспортера, которые производит завод точной механики в Каменец-Подольском. «Мы провели исследования и точно знаем, что причина плохой работы пушек – в пружинах, которые были изготовлены не из того материала, не по чертежу и т.д. Теперь мы получили новые пушки для первой партии бронетранспортеров, в которых пружины соответствуют чертежу, – будем стрелять, испытывать», – сказал он.

Источник «НГ» пояснил, что в момент заключения сделки проект БТР-4Е был «сырым», а на его доработку и запуск в серийное производство было выделено крайне мало времени: «Обычно требуется 4–5 лет, у нас было чуть больше года». Что касается самолетов, то ситуацию никто не комментирует, хотя, по информации украинских СМИ, у иракской стороны возникли вопросы к сроку годности отдельных комплектующих, которые якобы хранились в Украине со времен СССР. Дмитрий Саламатин назвал подобные слухи чушью, заверив журналистов, что работа над поставками самолетов ведется.

В «Укроборонпроме» уверяют, что к концу февраля – на это время перенесен срок начала выполнения контракта – все неполадки в БТР будут устранены и техника отправится в Ирак. Чиновники говорят, что иракская сторона пока не предъявляла украинской штрафных санкций. Однако неофициально они подтверждают, что ситуация усложнилась: к началу марта нужно будет поставить не 11, а 26 единиц БТР. Если все требования не будут выполнены, вопрос о санкциях может возникнуть снова.

«Я бы не говорил об угрозе срыва контракта. Сложности есть, но проблема решаема», – сказал «НГ» руководитель Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. По его словам, США, в свое время способствовавшие победе украинских производителей в конкурентной борьбе с российскими компаниями, и сейчас заинтересованы в том, чтобы Киев обеспечил выполнение контракта. Это мнение подтвердил политолог Константин Бондаренко: «Я уверен, США не ведут двойную игру. Они сделали ставку в иракском контракте на Украину и будут придерживаться этой линии». Эксперт не считает значимыми для контракта обнародованные ранее официальным Вашингтоном предостережения Киеву относительно необходимости сохранения демократического курса: «В Пакистане было куда больше проблем с демократией и правами человека, но пока США это было выгодно с геополитической точки зрения, они поддерживали президента Мушаррафа. И в нашем случае их интересует не сама по себе Украина, а баланс интересов в регионе».

По мнению Бондаренко, скандал вокруг иракского контракта имеет бизнес-причины. Некоторые эксперты предполагают, что дело в интересах фирмы-посредника, название которой в официальных документах не упоминалось. Издание «Украинская правда», проведя собственное сложное расследование, выяснило, что к руководству таинственной фирмой имеют отношение украинские бизнесмены. Руководитель «Укроборонпрома» Саламатин не комментирует эту информацию, но косвенно подтвердил, что украинская сторона отказалась платить комиссионные. «Нам инкриминируют, что мы отстранили посредников и поставили под угрозу выполнение контрактов. О чем это? Мы ведь отвечаем за результат! В то же время мы понимаем, что отодвинули от «корыта» многих опытных, но корыстных людей, которые годами работали на этом рынке и использовали свой потенциал не только и не столько в интересах государства. Очевидно, у нас теперь достаточно недоброжелателей», – сказал он «Украинской правде». Другие чиновники неофициально говорят о том, что к скандалу могли приложить руку также российские конкуренты украинских производителей.

Ведущий эксперт военных программ Центра Разумкова Алексей Мельник сомневается, что иракский контракт будет сорван, но считает, что скандал в прессе может подогреваться конкурентами и что он наносит очередной удар по имиджу Украины на мировых рынках вооружений. «Это плохой старт для создаваемого государственного концерна «Укроборонпром». Но главная проблема не в конкурентах и не в утечке информации. Проблемы системные, они известны, и пока сложно говорить о каких-либо признаках возможности их устранения в ближайшей перспективе», – охарактеризовал Мельник ситуацию в целом.

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
813
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1373
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1004
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
526

Другие новости