0
4473
Газета СНГ Интернет-версия

24.12.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Интеграционные ноу-хау Алмазбека Атамбаева

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку.

Тэги: киргизия, таможенный союз


киргизия, таможенный союз Фото Reuters

«Россия рассыплется, если не прекратит ксенофобские настроения и национализм», – такое громкое внешнеполитическое заявление сделал на днях президент Киргизии Алмазбек Атамбаев на своей итоговой пресс-конференции, комментируя ситуацию в Москве с зачистками в Бирюлеве. При этом он добавил: «Это вопрос целостности самой России».
Открытия большого относительно внутрироссийских проблем киргизский президент, конечно, не сделал, другое дело – насколько подобное заявление вписывается в общий контекст киргизско-российских двусторонних отношений, учитывая, что эти отношения в основном заключаются либо в российской помощи Киргизии, либо в выпрашивании оной у России киргизской стороной. Несколько весело выглядят подобные сентенции на фоне формируемого самим Атамбаевым имиджа эдакого пророссийского деятеля чуть ли не с русскими корнями, на последнее он почти всерьез намекал как-то ранее, после чего в обыденных обсуждениях кыргызстанцев получил шутливое и безобидное прозвище Алеша.
Но шутки не уместны, если посмотреть на межэтническую ситуацию в Киргизии и вспомнить, что Атамбаев был вторым человеком в иерархии так называемого Временного правительства Киргизии в 2010 году и несет прямую ответственность за жертвы тогдашнего межэтнического киргизско-узбекского конфликта, исчисляемые тысячами людей и квалифицированные комиссией ОБСЕ как «преступления против человечности». Впрочем, все тогдашнее киргизское руководство отчет комиссии ОБСЕ отвергло, десятки человек – исключительно этнических узбеков, то есть представителей одной стороны конфликта – были осуждены по полной программе, кого-то объявили в розыск, а Атамбаев, став президентом, объявил российский вектор главным внешнеполитическим приоритетом.
Впрочем, за прошедшие два года его нахождения на президентском посту разброд и шатания во внешнеполитической ориентации уже присутствовали – всегда, как только в сотрудничестве с Россией возникала необходимость давать что-либо взамен испрашиваемого. Тогда он летел в Баку, Брюссель, Пекин, ну а чаще всего в Анкару, дабы заодно проверить состояние личного бизнеса. Понятно, что попутно обсуждались и проблемы собственно киргизской экономики, хотя пока турецкие вложения в нее не только за время президентства Атамбаева, а в целом в постсоветское время, не превысили нескольких десятков тысяч долларов.
В экономике Россия декларировалась приоритетом № 1. Апофеозом пророссийскости Алмазбека Атамбаева стал сентябрь 2012 года – в ходе визита в Бишкек было подписано сразу несколько знаковых для Киргизии документов, реализация которых грозила вывести республику в разряд вполне состоявшихся государств. Одним из важнейших пунктов стратегического взаимодействия двух стран предполагалось вхождение Киргизии в Таможенный союз (ТС). Россия с ее статусом интеграционного центра, безусловно, была, остается и будет заинтересована в принятии Киргизии в ТС. Но исходя из сугубо политических соображений, глобального экономического интереса для России здесь нет, да и не предвидится. В частности, имеет значение географическое расположение, позволяющее противостоять китайской экономической экспансии на традиционные для России рынки. Сама Киргизия с ее менее чем четырехмиллионным населением таковым рынком, конечно, не является.
К слову, согласно результатам социологического опроса Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития и международного исследовательского агентства «Евразийский монитор», наиболее высокая поддержка населением перспектив присоединения к Таможенному союзу и к ЕЭП в Средней Азии была зафиксирована не в Киргизии (72%), а в Узбекистане (77%) и Таджикистане (75%). Объясняется это, вероятно, не в последнюю очередь активной антироссийской деятельностью западных и исламистских лоббистских кругов в киргизской политической среде и многочисленных столь же антироссийских неправительственных организаций, по числу которых Киргизия – впереди если не планеты, то всех соседей уж точно.
В отличие от России для ее партнеров,  Казахстана и Белоруссии, ТС – союз прежде всего экономический. И главный его смысл – в защите собственных рынков от внешних товарных экспансий (читай – китайской). Киргизия же, с легкой руки первого президента Аскара Акаева, еще с 1998 года превратилась в реэкспортную площадку как раз для этой самой экспансии. Причем в последние годы не просто реэкспортную, но контрабандную: киргизская статистика по импорту из Китая и китайская по экспорту в Киргизию расходятся не в разы, а на порядки. Не случайно, наверное, киргизская оппозиция говорит, что реальным руководителем Киргизии является не Атамбаев, а хозяин крупнейшего оптового рынка «Дордой» Аскар Салымбеков. Вероятно, он и диктует условия вступления в ТС, которые выставляет Киргизия: объявить три оптовых рынка «Дордой», «Мадина» и «Кара-Суу»  зонами свободной торговли, а также получить льготы по 400 товарным позициям на срок от 5 до 10 лет.
А помимо этого киргизская сторона настаивает на ежегодных компенсациях в сотни миллионов долларов, которые страны – учредители Таможенного союза должны выплачивать Бишкеку. Казахстанский эксперт Досым Сатпаев отмечает, что это «будет лишь дополнительной финансовой нагрузкой для Казахстана, который наряду с Россией уже выделяет солидные кредиты Белоруссии». «Возникает ощущение, что ускоренное расширение Таможенного союза главным образом выгодно России, которая, возможно, полагает, что в будущем Белоруссия и Казахстан могут выпасть из этого регионального объединения», – считает эксперт. Другими словами, вступление Киргизии в Таможенный союз на киргизских условиях означает смерть самого Таможенного союза. Прием Киргизии в ТС на условиях Бишкека почти автоматически означает выход из союза Казахстана, а возможно, и Минска.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
218
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
260
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
229
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
259

Другие новости