0
3053
Газета СНГ Интернет-версия

28.05.2014 00:01:00

Президент и премьер Грузии поняли друг друга

Тэги: грузия, георгий маргвелашвили, ираклий гарибашвили, ес


грузия, георгий маргвелашвили, ираклий гарибашвили, ес Европейский выбор Грузии документально закрепит премьер-министр Ираклий Гарибашвили. Фото Reuters

Президент и премьер-министр Грузии преодолели разногласия по поводу подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Договор запланировано подписать 27 июня в Брюсселе, а в Тбилиси начался спор о том, чья подпись с грузинской стороны должна стоять под историческим документом. Во вторник президент Георгий Маргвелашвили во всеуслышание уступил эту честь премьеру Ираклию Гарибашвили.

Дискуссия о том, кто должен представлять Грузию в Брюсселе и подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС, началась после прошлогоднего саммита стран «Восточного партнерства» в Вильнюсе, когда документ был парафирован.

Пикантность ситуации придала внезапная критика президента со стороны экс-премьер-министра Бидзины Иванишвили, которому Маргвелашвили обязан нынешней должностью. Иванишвили был раздражен решением ставленника перебраться в президентский дворец, построенный при Михаиле Саакашвили, который иначе как «вертепом Калигулы» до поры до времени не называл.

«Он оказался не тем политиком, каким я его представлял, – раздраженно сказал Иванишвили в эфире одного из телеканалов. – До президентских выборов это был совершенно другой человек… Возможно, должность так сильно изменила его». Впрочем, о других причинах разочарования в Маргвелашвили Иванишвили говорить не стал, лишь вскользь выразив недовольство и кадровой политикой: «Он взял в советники брата одного из лидеров националов, словно в стране других достойных людей нет».

Это породило в Грузии массу кривотолков. Пошли слухи о том, что Маргвелашвили не хочет работать президентом с урезанными полномочиями. Что он вошел в сговор с бывшими властями – «Единым национальным движением», прозападным крылом правящей «Грузинской мечты» – Республиканской партией – для осуществления конституционного переворота. Переписанная еще раз Конституция якобы вернула бы президенту полноту власти, смещенную к премьер-министру.

Понятно, что на таком фоне отношения между президентом и премьером трудно представить идеальными. Тем более что Иванишвили, играющий заметную роль в жизни Грузии, одного, Маргвелашвили, публично раскритиковал, а другого Гарибашвили, также публично вознес до небес. Но то, что между президентом и премьером отношения непростые, наглядно проявилось лишь во время визита правительственной делегации страны в Брюссель.

В течение почти недели Гарибашвили и сопровождавшие его министры встречались с еврокомиссарами, рассказывали об исторической связи Грузии с Европой, отчитывались о проводящихся реформах и т.п., прежде чем услышали гарантированное: «Соглашение об ассоциации Грузии и ЕС будет подписано 27 июня». А в это время Маргвелашвили в эфире одного из тбилисских телеканалов рассуждал: несмотря на то что по Конституции у премьера больше полномочий, чем у президента, лучше, чтобы соглашение с ЕС подписал президент. Он намекал на имиджевую составляющую, и, наверное, с ним можно согласиться в том, что восприятие главенства премьера над президентом более облегчено в странах с демократическими традициями, нежели в странах, где эти традиции только появляются.

Вернувшийся из Брюсселя в Тбилиси Ираклий Гарибашвили в вопросе о подписи выглядел тверже президента. «Подписывать документ должен тот, кому положено Конституцией, – премьер-министр», – заявил он, оговорив, правда, что это формальная сторона дела, а куда важнее, что Грузию готовы вернуть в европейскую семью.

Однако внешняя сторона продолжает оставаться для общественности значительным фактором. Противоречия между президентом и премьером стали обрастать различными домыслами и зловещими предсказаниями: Грузия стоит перед очередным внутренним кризисом, и им, как в Украине, обязательно воспользуется Россия, чьи танки стоят недалеко от Тбилиси. Неизвестно, до чего бы они разрослись, если бы Маргвелашвили и Гарибашвили не «засветились» обедающими за одним столом в ресторане «Дом хлеба». Так нагнетаемая напряженность пошла на спад.

На праздновании Дня независимости 26 мая Гарибашвили, отвечая на вопросы журналистов, затронул тему подписания соглашения: «Для Грузии не столь важно, чья именно подпись будет стоять под документом». А чуть позже уже Маргвелашвили заявил в программе телеканала «Имеди»: «Соглашение должно подписать легитимное лицо. Правительство решило, что это должен сделать премьер. Я решение оспаривать не буду. Нам всем важен факт подписания». Но при этом Маргвелашвили отметил, что остается при своем мнении: соглашение с ЕС касается всех ветвей власти – исполнительной, законодательной, судебной, поэтому было бы правильнее, чтобы его подписал президент.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
219
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
262
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
230
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
260

Другие новости