0
6411
Газета СНГ Печатная версия

14.08.2023 20:03:00

«Сукру Окан» не стал для Украины «Летучим голландцем»

Киеву мало зернового экспорта, ему нужен морской коридор

Тэги: украина, черное море, зерновая сделка, флот, всу, сво, конфликт, Сукру Окан

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

украина, черное море, зерновая сделка, флот, всу, сво, конфликт, Сукру Окан Украинское зерно продолжает поступать в ЕС через порты Румынии. Фото Reuters

Вопреки прежним заявлениям представителей Киева об отсутствии подтверждений принудительного досмотра турецкого сухогруза «Сукру Окан» военными РФ, МИД Украины в понедельник осудил их действия. А также призвал лишить Россию возможности блокировать торговое судоходство в Черном море и обеспечить возобновление зернового коридора. Хотя тот же сухогруз после досмотра спокойно направился в украинский порт Измаил, напомнили эксперты. По их мнению, для Москвы важно исключить использование морского коридора как для провоза вооружения Киеву, так и для продвижения прежнего формата Черноморской зерновой инициативы без выполнения обязательств перед РФ.

Россия грубо нарушила международное право при осуществлении принудительного досмотра турецкого сухогруза «Сукру Окан», направлявшегося в порт Измаил, говорилось в распространенном в понедельник заявлении Министерства иностранных дел Украины. Его авторы «решительно осудили» указанные действия, которые «грубо нарушили», в частности, Устав ООН, Конвенцию ООН по морскому праву и другие нормы международного права. А потому Россию следует лишить возможности блокировать торговые маршруты в украинские порты на Черном море, подчеркнули в украинском МИД. И призвали зарубежных партнеров поспособствовать возобновлению работы зернового коридора.

Напомним, накануне в Минобороны РФ сообщили, что экипаж российского патрульного корабля «Василий Быков» был вынужден открыть предупредительный огонь, чтобы досмотреть двигавшийся в украинский порт Измаил сухогруз под флагом Палау. Как уточнялось, капитан судна не отреагировал на требование остановиться для проверки возможной перевозки запрещенных грузов. В связи с чем российские моряки открыли предупредительный огонь из автоматического стрелкового оружия, и также с борта патрульного корабля был поднят вертолет Ка-29 с группой российских военнослужащих. Но затем в результате радиопереговоров судно застопорило ход, и досмотровая группа высадилась на сухогруз. По завершении ее работы судно продолжило движение в порт Измаил, добавили в МО РФ.

Таким образом, «Сукру Окан» явно избежал участи легендарного корабля-призрака «Летучий голландец», навсегда лишенного возможности пристать к берегу. Тогда как в Киеве не только попытались проигнорировать данный факт в приведенных заявлениях о блокировании Россией торговых маршрутов в украинские порты, но ранее также усомнились и в достоверности самой истории о принудительной остановке турецкого сухогруза для досмотра военными РФ. Во всяком случае, спикер оперативного командования «Юг» Вооруженных сил Украины Наталья Гуменюк накануне заявила, что ВСУ не имеют подтверждений того, что российские военные действительно открыли предупредительный огонь для остановки названного сухогруза.

По данному поводу киевские СМИ также сослались на расследование представителей проекта InformNapalm, которые на основании информации моряков с другого судна, ставших свидетелями инцидента, отметили, что военные РФ не открывали предупредительного огня и не проводили досмотр сухогруза, так как его экипаж не подчинился требованиям остановиться и взял курс на территориальные воды Турции.

Однако последнее заявление украинского МИД фактически опровергло подобные утверждения. Но если турецкий сухогруз после произведенного осмотра возобновил свой путь в порт Измаил, не означает ли все это, что на практике экспорт украинской сельхозпродукции может продолжаться? В то время как сама РФ заявила о приостановке Черноморской зерновой инициативы (также называемой зерновой сделкой) с 18 июля – до тех пор, пока не будет выполнена предусмотренная ею часть обязательств по обеспечению также российского экспорта зерна и удобрений.

Собственно, у Москвы, пояснил «НГ» ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев, не было цели не допустить вывоза украинского зерна. Более того, с начала специальной военной операции (СВО) она неоднократно объявляла о формировании гуманитарных коридоров, с тем чтобы иностранные суда могли выйти из украинских портов. И в целом Россия не ставила задачу прекратить всю морскую торговлю Украины. «Поставленная ею задача была направлена на то, чтобы насколько возможно исключить поставки из-за рубежа вооружения для Киева, для недопущения которого в рамках зерновой сделки осуществлялся необходимый досмотр судов, конкретизировал Силаев. И на сегодня для пересмотра Москвой решения о приостановке упомянутой сделки не имеется реальных оснований, поскольку те ее пункты, что предусматривали выполнение обязательств перед РФ, по-прежнему остаются невыполненными. А потому, видимо, не следует рассчитывать и на возможность возобновления Черноморской зерновой инициативы также по итогам встречи российского и турецкого президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, в том случае если она действительно состоится в ближайшее время, как информировали турецкие СМИ», – оговорил эксперт.

Отметим, в понедельник газета Milliyet известила, что визит российского лидера в Турцию может состояться уже в ближайшие дни, и в его преддверии Анкара активизировала дипломатические усилия, в том числе и в отношении зерновой сделки. Правда, спикер южной группировки ВСУ Наталья Гуменюк, комментируя в тот же день журналистам очередную серию ракетных ударов РФ по объектам в Одессе, подчеркнула, что они были нацелены на портовую инфраструктуру. Тем самым российская сторона мстит за нерешенные вопросы по указанной сделке и за то, что Украина не принимает условий Москвы, сказала Гуменюк.

Хотя, как известно, развитие данной ситуации определяется не столько решениями Киева, сколько готовностью его западных партнеров выполнить продекларированные, в частности, при посредничестве ООН обязательства по обеспечению экспорта сельхозпродукции и удобрений из РФ. В начале августа президент Украины Владимир Зеленский предупредил о том, что Россия рискует остаться без судов, если продолжит блокировать зерновой коридор в Черном море после завершения зерновой сделки. Но последние события показывают, что без учета российских интересов вряд ли удастся обойтись. 


статьи по теме


Читайте также


К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

К 2030 году власти обещают спустить на воду новый арктический флот

Ольга Соловьева

Для ускорения работ в правительстве задумались о строительстве еще одной верфи

0
292
От Цифрового кодекса ждут юридических определений IT-терминов

От Цифрового кодекса ждут юридических определений IT-терминов

Екатерина Трифонова

Разрозненное законодательство стало отставать от прогресса информационных технологий

0
274
Россия сможет трансформировать СВО в КТО

Россия сможет трансформировать СВО в КТО

Иван Родин

Отказ властям Украины в легитимности позволит объявить киевский режим террористическим

0
750
Маркарову опять не "перезагрузили" из Вашингтона в Киев

Маркарову опять не "перезагрузили" из Вашингтона в Киев

Наталья Приходко

Для США поддержка боеспособности Украины сейчас актуальнее, чем смена ее кабмина

0
343

Другие новости