0
231
Газета СНГ Печатная версия

24.08.2025 19:37:00

Туркменистан, Азербайджан и Узбекистан договорились развивать транспортные маршруты

Альянс трех стран отвечает запросу европейской концепции Global Gateway

Тэги: туркменистан, азербайджан, узбекистан, альянс, транспортная инфраструктура, каспийский транзит


туркменистан, азербайджан, узбекистан, альянс, транспортная инфраструктура, каспийский транзит Шавкат Мирзиёев, Ильхам Алиев и Гурбангулы Бердымухамедов собрались в туристической зоне Авазае, чтобы обсудить каспийский транзит. Фото с сайта www.president.az

Туркменистан, Узбекистан и Азербайджан объединяют усилия, создавая новый региональный альянс для развития транспортной и логистической инфраструктуры. За этим шагом, по всей видимости, стоит не только стремление к региональной интеграции, но и соответствие европейской стратегической инициативе Global Gateway, предполагающей доступ к сырьевым богатствам Центральной Азии и Афганистана. Главным испытанием для этих планов может стать критическое обмеление Каспийского моря. Лидеры Туркменистана, Азербайджана и Узбекистана встретились в национальной туристической зоне Аваза для укрепления дружеских отношений.

 В начале августа на полях III Конференции ООН, посвященной развивающимся странам, лишенным выхода к морю, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан заявили о рождении нового регионального альянса. Эта инициатива, предложенная лидером туркменского народа, председателем Халк Маслахаты (Народный совет) Гурбангулы Бердымухамедовым, получила свое развитие 22–23 августа – главы Азербайджана и Узбекистана вновь посетили Туркменистан. Целью этой встречи стало детальное обсуждение перспектив коммуникации и сотрудничества по широкому спектру направлений. Программа визита включала двусторонние переговоры Гурбангулы Бердымухамедова с президентами Ильхамом Алиевым и Шавкатом Мирзиёевым, после чего прошел полноформатный трехсторонний саммит.

Ильхам Алиев, в частности, подчеркнул, что такие трехсторонние встречи – не просто разговоры, а реальная польза, которая принесет «прекрасные результаты» братским странам.

Шавкат Мирзиёев, в свою очередь, добавил, что три страны обладают колоссальным транзитным потенциалом. Объединив существующие и новые транспортные коридоры, по мнению узбекского лидера, можно создать надежный и эффективный маршрут, который соединит Китай с Южной Азией, Ближним Востоком и Европой через территории Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана.

Узбекистан уже активно развивает это направление: началось строительство железной дороги КНР–Узбекистан, а с Пакистаном и Афганистаном подписан меморандум по Трансафганскому коридору. По мнению Мирзиёева, новые грузопотоки должны загрузить инфраструктуру всех трех стран. Лидеры также обсудили развитие Срединного маршрута, включая Зангезурский коридор. Речь шла и о модернизации портов Туркменбаши и Баку – об увеличении их пропускной способности, о создании современной логистики, единой тарифной политике, цифровизации и контроле за грузами.

Узбекистан, в свою очередь, готов снизить транспортные тарифы, чтобы помочь бизнесу быстрее и выгоднее выходить на основные рынки. Кроме того, Узбекистан заинтересован в развитии собственных паромных мощностей для перевозок по Каспию. Чтобы все эти инициативы воплотились в жизнь, Мирзиёев предложил создать дорожную карту и наладить регулярные встречи министров по ключевым направлениям.

Гурбангулы Бердымухамедов отметил также и перспективность проекта поставок зеленой энергии в Европу. В сфере традиционных углеводородов он предложил совместно изучить возможности для геологоразведки и освоения месторождений на шельфе Каспия.

«Формально этот альянс трех стран – Туркменистана, Азербайджана и Узбекистана – пока не институционализирован. Это скорее попытка закрепить уже формирующуюся связку между ними, придав ей логическое обоснование. С экономической точки зрения без участия Туркменистана или Казахстана такие партнерства теряют смысл –  ведь у Узбекистана нет выхода к Каспийскому морю. Именно Туркменистан выступает тем самым недостающим звеном, которое заполняет этот пробел. Однако если говорить о торговле внутри этой тройки, то объемы пока весьма скромные. Например, за первое полугодие товарооборот между Азербайджаном и Туркменистаном составил около 140 млн долл. Торговля с Узбекистаном более активна: за полгода она приблизилась к 500 млн, а за весь прошлый год достигла 1,15 млрд долл. Тем не менее с Азербайджаном товарооборот пока остается на уровне 84,6 млн долл. за полгода с незначительным ростом», – сказал «НГ» заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин.

По мнению эксперта, производство схожих товаров в странах делает этот альянс больше политически мотивированным. «Он призван укрепить позиции стран на международной арене и облегчить узбекский экспорт и транзит через Туркменистан и Азербайджан, несмотря на сложности с разрешениями на транзит. Сейчас это больше неформальное объединение, но оно имеет потенциал стать полноценным, если будут реализованы реальные транспортные и логистические проекты, выгодные всем участникам», – считает Станислав Притчин.

По мнению туркменского эксперта Дерьи Караева, этот саммит можно и нужно рассматривать в качестве составной части большого поступательного процесса европейской колонизации стран Центральной Азии и Каспийского региона, обеспечивающего доступ к его сырьевым ресурсам, включая Афганистан, а также к транзитным маршрутам через регион в Китай. «Концепция и программа реальных действий давно описана и называется Global Gateway, и заточена она как раз под эту идею. Следующим шагом станет саммит глав государств Центральной Азии, запланированный в сентябре в Ташкенте, куда уже приглашен Ильхам Алиев, и уже звучат идеи о его кооптации в этот формат на постоянной основе. Ну и финальная часть всего переговорного и договорного процесса должна состояться в декабре в Ашхабаде, где пройдет международный форум «Мир и доверие», посвященный 30-летию постоянного нейтралитета Туркменистана», – сказал «НГ» Дерья Караев.

Эксперт подчеркнул, что приглашение на форум «Мир и доверие» уже получили почти все европейские лидеры: глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейского совета Антонио Кошта, президенты Германии, Франции, Швейцарской конфедерации, премьер-министры Италии и Грузии, князь Монако Альберт II, руководители Литвы, Эстонии, Словакии, Швейцарии, Кипра, председатель совета директоров телекомпании Euronews Педро Варгас Давид, а также генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Также приглашены и лидеры Китая, Ирана, Катара, Ирака, стран Центральной Азии. Но не России. «Организаторы, пригласив в первую очередь глав не совсем дружественных государств, сделали все, чтобы участие высоких гостей из России стало невозможным. Ну и накануне встречи в туркменской Авазе в Вашингтоне состоялись переговоры министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова и госсекретаря США Марка Рубио, в ходе которых стороны сверили часы и Туркменистан получил полную поддержку своим устремлениям по интеграции в транскаспийские и другие широтные транспортные и логистические проекты», – подчеркнул эксперт.

По его мнению, сложно давать однозначные оценки противостоянию между Россией и Западом в регионе, поскольку каждая страна имеет свои приоритеты. Так, Туркменистан, несмотря на декларируемую поддержку российского проекта «Север–Юг», сталкивается с вызовами, которые могут влиять на позиции России. «Ключевым вопросом остается состояние Каспийского моря, играющего важную роль в транспортных концепциях. Периодически со стороны высокопоставленных представителей прикаспийских стран озвучивались предложения, подразумевающие ответственность России за снижение уровня моря. Более того, Туркменистан предлагал созвать экстренный саммит прикаспийских стран, который должен был обсудить именно эту проблему. Однако идею подобного саммита практически похоронил Иран, объявив о созыве регулярного и юбилейного саммита в честь годовщины подписания Тегеранской конвенции по охране окружающей среды Каспийского моря», – отметил Караев.

Сюда же эксперт отнес и инициативу новой Каспийской экологической платформы, которая должна получить статус программы или проекта ООН. Однако позиция властей России, прозвучавшая двумя неделями ранее в той же туркменской Авазе на III Конференции ООН стран, не имеющих выхода к морю, немного охладила этот пыл, так как вице-премьер РФ Дмитрий Патрушев заявил, что все экологические вопросы будут решаться исключительно в рамках уже существующей договорной базы Тегеранской конвенции.

И конечно, самым слабым звеном в этих транспортных и политических интригах становится Каспий, понижение уровня которого уже приводит к удорожанию морских перевозок, а в перспективе этот фактор может вообще стать решающим для принципиального существования транзита через водоем.  


Читайте также


Пришло время собирать камни

Пришло время собирать камни

Милена Фаустова

Духовные лидеры каждый по-своему вносят лепту в миротворчество

0
3369
Узбекистан поделится электроэнергией с Афганистаном

Узбекистан поделится электроэнергией с Афганистаном

Виктория Панфилова

Для стран Центральной Азии экономическое сотрудничество с Кабулом становится приоритетом

0
1986
Узбекистан и Таджикистан строят общий энергетический мост

Узбекистан и Таджикистан строят общий энергетический мост

Виктория Панфилова

Центральная Азия намерена восстановить единое электрокольцо с Россией

0
2896
Лукашенко ждет в гости Трампа...

Лукашенко ждет в гости Трампа...

Светлана Гамова

Кобахидзе продолжает спорить с ЕС

0
2214

Другие новости