Экс-президента Саломе Зурабишвили обвиняют в том, что она собиралась захватить власть при поддержке протестующих. Фото Reuters
В Грузии суд арестовал организаторов протеста 4 октября Паату Бурчуладзе, Муртаза Зоделаве, Ираклия Надирадзе, Паату Манджгаладзе и Лашу Беридзе, которых прокуратура обвиняет в организации попытки госпереворота. В частности, по версии следствия, оппозиционеры, связанные с «Единым национальным движением» (ЕНД) и «Стратегией Агмашенебели», повели людей на штурм президентской резиденции. Теперь им грозит до 9 лет лишения свободы.
Грузинским оппозиционерам, пытавшимся опротестовать итоги выборов, предъявлены серьезные обвинения. «После того как организаторы преступных действий и участники насильственной группы пришли к президентской резиденции, которая относится к стратегическим объектам, они повредили ограду резиденции, после чего ворвались во двор здания, в результате чего нанесли сотрудникам правоохранительных органов словесные оскорбления и физические повреждения. С целью восстановления общественного порядка представители властей предприняли действия, в результате которых план захвата здания осуществлен не был, а организаторы были вскоре задержаны», – говорится в заявлении прокуратуры.
Кроме того, Служба госбезопасности Грузии сообщила, что вблизи Тбилиси силовики нашли схрон с оружием и взрывчаткой, которые заговорщики должны были использовать в ходе протестов 4 октября. В ведомстве утверждают, что содержимое тайника в республику привезли из воинской части на Украине.
Председатель парламентского комитета по европейской интеграции Леван Махашвили заявил, что все, кто участвовал в митинге 4 октября, хотели насильственным путем свергнуть правящий режим. «4 октября было не стихийным процессом, а митингом с целью свержения государственной власти. Поэтому любой пришедший туда человек был участником и хотел свергнуть власть. Потом они начали расходиться, что является просто уходом от ответственности. Когда корабль тонет, каждый пытается спастись», – сказал Махашвили.
Спикер парламента Шалва Папуашвили отметил, что 4 октября разделило людей на «грузин и не грузин, героев и антигероев, любовь к родине и враждебность к родине». Также он заявил, что бунтовщики действовали при поддержке иностранных сил и экс-президента Саломе Зурабишвили, но правоохранительные органы смогли их остановить.
«Нападение было совершено на президентский дворец при тайной поддержке Зурабишвили. Многомесячные усилия иностранных чиновников по укреплению ее имиджа как «законного» президента Грузии, вероятно, сыграли свою роль. Путчисты должны были привести Зурабишвили в президентский дворец и таким образом начать «революцию». Примечательно, что никто из зарубежных покровителей радикалов до сих пор не осудил теракт в президентском дворце. Однако теперь одного осуждения уже недостаточно. Они должны разделить ответственность за произошедшее, поскольку, помимо прочего, именно политические интриги, направляемые извне, привели радикалов к совершению государственного переворота в Грузии», – объявил Папуашвили.
В свою очередь, адвокат обвиняемых Бека Басилая заявил, что насилие совершает группа, которая называет себя правительством, а его подзащитные хотели освободить страну от их гнета. «Разве не важен мотив беспорядков? Почему я не имею права указывать на факты, которые привели к 4 октября? Придет время, когда все будет названо своими именами. Это не просто борьба за европейское будущее Грузии. Это будущее неразрывно связано со спасением Грузии», – сказал адвокат.
Между тем всего в ходе столкновений пострадали 23 человека, 19 из которых были полицейскими. Один из силовиков получил ножевое ранение. Предполагаемым преступником оказался 34-летний Малхаз Гигуашвили. Очевидцы рассказывают, что накануне митинга он разгуливал по центру города с ножами, а также провоцировал протестующих на конфликт, но силовики не стали его задерживать. Полицейские поймали Гигуашвили только после того, как он попытался зарезать одного из них.
Зурабишвили считает, что вечером 4 октября власти организовали ловушку для своих противников. «Все уже поняли, что это была психологическая спецоперация, которая основывалась на множестве разных компонентов, готовилась давно, которая базировалась на какой-то безысходности, которая, возможно, накопилась», – сказала она.
В свою очередь, члены «Лело» и «Гахарии за Грузию», отказавшиеся участвовать в протестах и призывавшие своих сторонников идти на избирательные участки, а не на баррикады, заявили, что получили наглядное доказательство своей правоты. «Я не знаю, что именно планировалось на митинге, и не буду комментировать, были ли достигнуты цели или нет…. Со стороны все выглядит как серьезнейшая провокация, которую, к сожалению, поддержали те политические деятели, которые были вовлечены в этот процесс», – сказала член «Лело» Саломе Самадашвили.
Впрочем, у оппозиции есть претензии не только к властям, но и к организаторам протеста. В частности, телеканал «Пирвели», критически настроенный по отношению к действующей власти, выяснил, что представители ЕНД бросили своих сторонников на улице, когда силовики приступили к их разгону. В ответ представитель партии Леван Саникидзе заявил, что не обязан отчитываться перед журналистами, где и когда он находился. По его словам, всю нужную информацию он предоставит полицейским.
«Наша главная проблема в том, что мнение таких политиков стало мейнстримом, а мы не смогли переубедить граждан… Либо мы сейчас сможем признать свои ошибки и трезво проанализировать их, либо нам придется долго и пристально наблюдать за правящим режимом», – прокомментировала ситуацию член «Гахарии за Грузию» Ана Бучукури.
Политолог Нино Скворцова считает, что 4 октября может стать началом конца ЕНД и связанных с ней организаций. «Лидеры оппозиционной группы решили, что штурм президентского дворца – отличная идея. Как бывает: бросаешь первый камень – а остальные уже полетят с большей легкостью. Однако правительство своевременно продемонстрировало готовность силовых структур, что впоследствии позволило обойтись очень малой кровью: несколько десятков пострадавших с обеих сторон, поврежденная инфраструктура и частная собственность… Полагаю, на сей раз «Грузинская мечта» не блефует и даже не торгуется – ибо уже не о чем. Красные линии пересечены в который раз», – сказала Скворцова «НГ».
Тем временем представители Евросоюза осудили местные выборы. Так, глава европейской дипломатии Кая Каллас и еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Марта Кос выступили с совместным заявлением, в котором раскритиковали внутреннюю политику Тбилиси.
«Месяцы нападений на независимые СМИ, принятие законов, направленных против гражданского общества, аресты оппонентов и активистов, а также поправки в Избирательный кодекс в пользу правящей партии резко сократили возможность проведения конкурентных выборов. Выборы бойкотировались значительной частью оппозиции, а явка избирателей была относительно низкой», – сообщили они.
Утром 7 октября в МИД Грузии вызывали европейских послов, чтобы рассказать им о том, как на самом деле с точки зрения правительства прошли выборы. В ответ посол ЕС Павел Герчинский предложил грузинским коллегам ознакомиться с официальной позицией Брюсселя.