0
280
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

24.12.2025 19:01:00

Старые грабли на реке Ингур. Какие настроения царят в абхазском обществе

Анастасия Коскелло

Об авторе: Анастасия Сергеевна Коскелло – журналист.

Тэги: абхазия, грузия, река ингур, грузовой терминал, транспортный хаб, российское присутствие, настроения в абхазском обществе


абхазия, грузия, река ингур, грузовой терминал, транспортный хаб, российское присутствие, настроения в абхазском обществе Фото Reuters

В Галском районе Республики Абхазия, у самой границы с Грузией, на реке Ингур готовится к запуску грузовой терминал, он же транзитный хаб. По сообщениям медиа, через новый транспортный коридор в южные регионы России будут поступать грузы из Турции, Ирана, Индии и Азербайджана. О том, что среди них могут быть и грузинские товары, как сообщил в эфире «Sputnik-Абхазия» гендиректор абхазской логистической компании Астамур Ахсалба, «речи пока не идет». Однако неопределенность уже внесла напряжение в абхазское, как, впрочем, и в грузинское общество.

В грузино-абхазском конфликте Россия в последние годы повторяет один и тот же сценарий: пытаясь получить максимум и неуклюже лавировать между двумя конфликтующими сторонами, она приводит в раздражение и тех и других. В данном случае еще недостроенный терминал уже спровоцировал недоумение по поводу «чересчур активного российского присутствия» по обе стороны от реки Ингур.

Заявление Ахсалба о том, что стройка – «российско-абхазский проект», возмутило грузинского премьера Ираклия Кобахидзе, который поспешил заявить, что его страна не намерена участвовать в проекте, так как никакого государства Абхазия для нее не существует. «Мы не признаем никакой так называемой государственной границы с Абхазией, это полная ложь, и, исходя из этого, с нашей стороны об этом не может быть речи», – заявил глава грузинского правительства. Попутно грузинская оппозиция выступила как по нотам и обвинила «Грузинскую мечту» в предательстве национальных интересов. Что в очередной раз напоминает об эфемерности российско-грузинской «перезагрузки».

Абхазская власть, со своей стороны, не давала официальных комментариев, что тоже само по себе высказывание. «Этот проект жизненно необходим для нашего стратегического партнера, Российской Федерации», – неуверенным голосом произнес директор терминала в интервью «Спутнику», что на местном эзоповом языке означает: самой Абхазии он не нужен. Иначе говоря, это тот самый случай, когда неудачный пиар способен обнулить любое дело.

Дополнительным фактором раздражения для абхазской аудитории стал тот факт, что ни название компании, ни потенциальный вклад терминала в бюджет республики по непонятным причинам так и не были упомянуты в публикации. На вопрос журналиста о том, какую выгоду несет проект непосредственно Республике Абхазия, в частности каковы будут таможенные тарифы, гость студии смущенно ответил: «В связи с геополитической ситуацией говорить о каких-то конкретных цифрах сложно». «Мы не будем участвовать в покупке товаров, мы лишь та страна, через которую будет проезжать купленный уже товар; просто Российская Федерация будет обращаться в нашу компанию для оказания логистических услуг», – подчеркнул Асхалба, что для абхазцев стало прямым поводом рассуждать о российско-грузинском сговоре за их спиной.

Важно понимать: «тихое» и почти молчаливое недовольство абхазской стороны, которое кто-то может ошибочно интерпретировать как проявление «согласия», грозит обернуться более чувствительными последствиями, чем шумное и привычное брюзжание стороны грузинской. Потому что Абхазия не просто союзник, но союзник, достоинство которого уязвлено. Это те самые грабли, на которые мы снова и снова наступаем.

Нужно понимать кавказскую культуру «непрямых высказываний». Речь Асхалба была квинтэссенцией абхазской боли последних лет, когда каждому абхазцу, участвующему в совместных проектах с россиянами, одновременно нужно и «не обидеть Россию», и не уронить себя в глазах собственного народа. Последнее участникам проекта «терминал» сделать будет особенно сложно. Стройка велась в закрытом режиме, – как сдержанно отметил директор пока недостроенного терминала, «в связи с геополитической ситуацией», – поэтому «приходилось работать, как говорится, тихо». На языке абхазского политикума, основополагающие нормы жизни которого – гласность и публичность, это означает: россияне снова нарушают ваши границы.

А с границами у Абхазии, к слову, все непросто и в прямом, и в переносном смысле. Сегодня эфемерность и чрезмерная проницаемость границы с Россией никого в Абхазии не радуют. И дело не столько в том, что русских стало слишком много, – заверения в дружбе и благодарности в адрес российского народа, поддержавшего абхазцев в отечественной войне 1992–1993 годов и первым признавшего независимость Абхазии, по-прежнему звучат в республике на каждом углу. Дело, как отмечают мои абхазские друзья, в «навязчивости»: «Они приезжают и начинают учить нас, как нам обустроить нашу страну и что нам выгодно». Историческая травма абхазского народа – страх оказаться в меньшинстве у себя на родине и раствориться без следа в русском мире – тем самым актуализирован. Как сказал один мой собеседник в республике: «Вылей чашку кофе в море. Приди на следующий день, зачерпни и спроси себя, чувствуешь ли ты вкус кофе».

Стройка на берегу Ингура, в свою очередь, поставила новый неудобный вопрос: абхазско-грузинской границы тоже как таковой не существует. То есть за все годы абхазской независимости эту границу никто не обустроил не только с грузинской, но и с абхазской стороны. Терминал для российских товаров там появился, а вот таможня, помещения для органов абхазской госвласти – нет.

Опасность ситуации в том, что в очередной раз в глазах граждан республики был проявлен контраст между нерешительностью абхазской власти и ростом российского присутствия в стране. Слова о том, что «абхазская власть стала слишком уж мягкой и покладистой» и «такими темпами Бадра Гунба рискует не просидеть в президентском кресле и полугода», уже произносятся в Абхазии на разный лад. С последней смены власти прошел только год. Молодой абхазский президент рискует вынужденно принять на себя удар за все накопленные ошибки своих предшественников.

Ясно, что выход из этого транзитного тупика лежит через осознание российской стороной ключевых правил абхазского общества в отношении гостей. Во-первых, не подвергать сомнению необходимость существования независимого абхазского государства. Во-вторых, не вести себя в гостях как хозяева.

Абхазской власти, со своей стороны, как отмечают граждане республики, стоит хотя бы подать голос: «Ведь если Гунба из-за своей податливости утратит легитимность в Абхазии, Россию это тоже не устроит». 

 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Центральная Азия меняет логистику и оказывается в тренде у мировых транспортных игроков

Центральная Азия меняет логистику и оказывается в тренде у мировых транспортных игроков

России, чтобы сохранить свою роль в  регионе, придется соединить Черное море с Каспийским

0
1339
Грузия спокойно отреагировала на европейское "прощай"

Грузия спокойно отреагировала на европейское "прощай"

Игорь Селезнёв

Республика готова расстаться с безвизовым режимом

0
2033
Грузия заглянула в европейскую "пропасть"

Грузия заглянула в европейскую "пропасть"

Игорь Селезнёв

Тбилиси никак не может наладить диалог с Брюсселем

0
3560
Киргизия станет транспортным хабом для Китая и России

Киргизия станет транспортным хабом для Китая и России

Виктория Панфилова

По Центральной Азии проложат новую железную дорогу

0
3860