Глава правительства Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что Тбилиси готов к стратегическому партнерству с Вашингтоном.
Кадр из видео с канала Ираклия Кобахидзе на YouTube
Решение вице-президента США Джей Ди Вэнса посетить Армению и Азербайджан, но не заглянуть в Грузию для многих в Тбилиси стало неприятной новостью. В правящей «Грузинской мечте» утверждают, что ничего страшного в этом нет, и республика не утратит своего логистического значения для Запада даже после открытия «Дороги Трампа». Впрочем, в партии власти признают, что вернуться к стратегическому партнерству с США у них не получается.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что Тбилиси готов к стратегическому взаимодействию с США. «Решение за ними (американской стороной. – «НГ»). К сожалению, контекст грузино-американских отношений, созданный администрацией президента Джозефа Байдена, тяжелый. Посмотрим, как на этом фоне будут развиваться наши отношения. Мы терпеливо ждем и заявляем о своей готовности к стратегическому партнерству с США», – сказал Кобахидзе.
В частности, наладить диалог мешают американские правозащитники, уверен глава правительства. Люди, которые считают президента США Дональда Трампа «сексуальным хищником и преступником», обвиняют грузинские власти в наступлении на демократию, возмутился Кобахидзе.
Вместе с тем он сообщил, что нет ничего необычного в том, что вице-президент США Джей Ди Вэнс посетит Армению и Азербайджан, но не заедет в Грузию. «Насколько нам известно, этот визит вице-президента США касается Зангезурского транспортного коридора, и логично, что адресатами являются Азербайджан и Армения», – отметил Кобахидзе.
В то же время премьер оговорился, что Тбилиси – часть Закавказского транспортного коридора. Больше того, по словам Кобахидзе, международное сообщество проходит через переоценку торговых путей и Грузия превращается в «центр региональной стабильности и логистики».
«В этом процессе решающее значение имеют проводимые реформы в таможенном секторе. Параллельно с ростом экспортно-импортных показателей в Грузии успешно внедрена компьютеризированная транзитная система, совместимая с Европейским союзом. Кроме того, при поддержке Азиатского банка развития активно ведется работа над совместными проектами таможенных пунктов с Азербайджаном и Арменией, что является лучшим примером регионального сотрудничества», – перечислил глава правительства достижения страны.
Вице-спикер парламента Грузии Гия Вольский пояснил, что представители США приезжают туда, где у них есть наиболее значимые экономические, финансовые и торговые проекты. «Дорога Трампа» – один из них. При этом, как сказал Вольский, Грузия фактически владеет альтернативным транспортным коридором на Южном Кавказе, но есть «определенные нюансы», которые заставляют США думать, что время для развития двусторонних отношений еще не наступило.
«Всем прекрасно известно, что Грузия играет ведущую роль на Южном Кавказе. Тот факт, что перспектива армяно-азербайджанского конфликта практически свелась к нулю, также воспринимается нами очень позитивно. В целом система транспортных коридоров, конечно, не подразумевает единой системы, но, если посмотреть на реальность, именно Грузия остается сферой значительных инвестиций», – подчеркнул Вольский.
Депутаты «Грузинской мечты» Леван Махашвили и Тенгиз Шарманашвили тоже постарались убедить сограждан в отсутствии проблем. По их словам, республика занимает ту же территорию, что и всегда, поэтому через нее по-прежнему будут возить различные товары. При этом Махашвили отметил, что в реализации «Дороги Трампа», похоже, есть какие-то проблемы, поэтому Вэнс едет их решать. А Шарманашвили заверил, что после того, как президент США разберется с Арменией и Азербайджаном, он обязательно возьмется за налаживание отношений с Грузией.
Между тем на одной из панельных дискуссий экономического форума в Давосе президенты Армении и Азербайджана Ваагн Хачатурян и Ильхам Алиев единодушно заявили, что в обозримой перспективе Грузия может утратить прежнее логистическое значение. В частности, Баку и Ереван готовятся окончательно разблокировать транспортные коммуникации друг с другом, что откроет новые маршруты для торговли с Турцией, Россией и другими странами.
«После де-факто установления мира мы начали экономическое сотрудничество и экспортные операции. Азербайджан снял все ограничения на перевозку грузов в Армению из Казахстана и России, а также получил запрос от армянской стороны о предоставлении транзита из Армении в Россию… Пока перевозки осуществляются через Грузию, но однажды маршрут пройдет через Армению. Наступит день, когда армянские грузы будут следовать напрямую через территорию Азербайджана, и этот день уже не за горами», – подчеркнул Алиев.
Впрочем, он оговорился, что дороги через Грузию тоже не будут забыты.
«Значение Грузии для Запада не падает. Оно остается высоким, и конфликт правительства республики с ЕС наглядно подтверждает это. Европейцы хотят наказать Тбилиси за то, что он вел себя не так, как они хотят. Что касается визита Вэнса, то у Грузии, судя по всему, просто нет проектов, благодаря которым Трамп мог бы набрать политические очки», – сказал «НГ» основатель грузинского фонда SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе. При этом он признал, что не знает, почему в целом консервативная администрация Трампа до сих пор не наладила диалог с «Грузинской мечтой», которая неоднократно предлагала начать отношения с чистого листа.
Зато ответ на этот вопрос нашел профессор Черноморского международного университета Грузии Ника Читадзе. «Если власти Армении и Азербайджана всячески льстят и угождают Трампу, тем самым вызывая у него симпатию, то «Грузинская мечта» обвиняет его в зависимости от глубинного государства. Грузинское руководство не собирается ни извиняться, ни менять свое поведение. Вместо этого оно ждет, что Трамп попросит у Грузии прощения за политику своего предшественника Джозефа Байдена. На такое Белый дом пойти не может. Поэтому, например, в 2005 году президент США Джордж Буш и в 2009-м тогда еще вице-президент Байден из всех стран Южного Кавказа посещали только Грузию, а сейчас Вашингтон де-факто не признает грузинские власти», – пояснил Читадзе.
В связи с этим он считает, что, если ничего не изменится, после открытия «Дороги Трампа» Грузия постепенно начнет утрачивать статус ключевого звена в транзите товаров на Южном Кавказе. У нее останутся порты и трубопроводы, которые по-прежнему будут играть значимую роль, но новые инвестиции, необходимые для развития инфраструктуры, преимущественно пойдут в Армению.

