Александр Лукашенко приказал правительству остановить спад производства. Фото с сайта www.president.gov.by
Во вторник президент Белоруссии, принимая отчет правительства за 2025 год, высказал немало нелицеприятных замечаний. И конечно, как всегда в подобных случаях, щедро сыпал крылатыми фразами. Президент продемонстрировал свою осведомленность о ситуации буквально во всех отраслях народного хозяйства. И предостерег министров, заявив, что самоуспокоенность провоцирует массовые протесты.
Президент предупредил, что отчет правительства – это не торжественное мероприятие, а серьезный разговор. Надо думать, съезжаясь во вторник на заседание, министры предчувствовали, что выслушать предстоит немало критики, но Александр Лукашенко сразу погрузил их в геополитический контекст: «Время почти военное. Почему? Экономика стала реальным полем боя. Экономическими инструментами достигаются цели классической войны: отобрать ресурсы, вызвать социальные протесты, заставить выполнять не наши правила – жить по другим правилам».
И тут же сообщил, что рыночная экономика отменяется: «Я хочу, чтобы вы раскрыли глаза и поняли, как развивается мир. Господь нас уберег от этой жуткой непонятной рыночной экономики. Помните, нас учили все время: рынок все отрегулирует. Ничего мы не бросили, терпели и сегодня поняли: никакой рынок ничего не регулирует. Кинул глаз на север – Гренландия богатая и прочее – давай ее сюда. Даже Канада, одна из крупнейших стран мира, 51-м штатом должна быть. Венесуэла: схватили президента. Какой картель, какие наркотики? Нефть!»
И тут же Лукашенко поблагодарил президента США Дональда Трампа за его брутальность и откровенность. Глава Белоруссии пояснил: «Мы теперь поняли, куда нас тащили. Через либеральные какие-то принципы нас убеждали в том, что мы должны действовать так, а не иначе. Выдержали, понимаем, что делать, куда идти. Надеяться надо только на себя. Не надо ни на кого рассчитывать. Самые лучшие друзья – как минимум это наши конкуренты».
Конечно, Александр Григорьевич нередко произносит фразы, над которыми впору медитировать, настолько они глубоки и многозначны. Буквально накануне он рассказывал госсекретарю Союзного государства Сергею Глазьеву, что Беларусь и Россия навеки вместе, а тут вдруг такая фраза…
После политинформации президент перешел к предметной критике и прежде всего обратил внимание на спад в промышленности: «Весь год в этой важнейшей сфере шел устойчиво замедляющийся тренд, во втором полугодии сработали с отрицательной динамикой 98,2%. Январь 2026 года – еще минус 3,4%. В сложной ситуации находится половина обрабатывающей промышленности. На ключевом российском рынке только Минпром не добрал в прошлом году 1 млрд долл. Все его предприятия в красной зоне. Наблюдаем падение выпуска ключевых товаров».
Президент подчеркнул, что правительство недостаточно глубоко погружается в отраслевые проблемы и не вникает в конкретную ситуацию на ряде значимых предприятий. «Предпочитаете находиться вместе с Нацбанком в эйфории макроэкономической стабильности?» – гневно поинтересовался глава государства.
А потом перешел к давно уже болезненной для белорусской экономики теме. «Торговля товарами на экспорт почти весь прошлый год хуже предыдущего. Из отрицательных значений выбрались только в ноябре-декабре. И, казалось бы, можно гордиться результатом – выполнили экспортный план пятилетки. Вот только задания по экспорту конкретных товаров, которые вы сами же себе устанавливаете, в прошлом году не выполнены даже наполовину», – сурово констатировал президент.
Но, несмотря на значимость озвученных проблем, темой номер один, волнующей граждан, президент назвал инфляцию: «Как бы ни убаюкивало правительство, мол, недовыполнили чуть-чуть, факт – рост цен 106,8% при задании 105%». При этом, как отметил президент, цены на ряд значимых товаров выросли совсем на другие величины: на свинину – почти на 15%, говядину – на 12%, рыбу – на 11%, молоко и кефир – на 9–10%, даже на морковь и капусту – на 19–27%. «Тематика инфляции для людей крайне острая, и ценовой беспредел в нашей стране недопустим», – подчеркнул Лукашенко.
«Повторяю тем, кто не понимает: люди кушают продукты, а не статистику! Поэтому контроль за ценами должен быть жестким, а их формирование справедливым!» – категорически потребовал президент.
От критики конкретных направлений президент перешел к упрекам в адрес непосредственно правительства, в частности осудил стиль его работы: «Надо чаще бывать в регионах и на предприятиях, общаться со специалистами, а не выезжать для коротких информационных мероприятий, торжественных заседаний и обедов. Иначе окончательно превратитесь, как нередко вас критикуют, в «почтамт» по пересылке документов».
Но, разумеется, президент не только критиковал, он дал четкую и воодушевляющую программу действий: «Прямо сейчас первоочередные, мгновенные задачи правительства – срочно остановить спад в промышленности и разгрузить склады. Все ключевые предприятия еще вчера должны быть взяты буквально на ручной контроль. Упаси вас Бог сбрасывать со складов кому-то без денег ту или иную продукцию». В качестве экстренной меры президент предложил создать корпус своего рода «комиссаров» – поручил прикомандировать на места специалистов министерств, которые смогут провести ревизию работы маркетологов, служб сбыта, закупок. n

