0
1231
Газета Концепции Интернет-версия

15.08.2003 00:00:00

Всем миром против ядерного джинна

Виктор Есин

Об авторе: Виктор Иванович Есин - генерал-полковник.

Тэги: ядерное оружие, распространение, терроризм


РАСПРОСТРАНЕНИЕ ядерного оружия, как и других видов оружия массового уничтожения, становится одной из главных угроз человечеству в XXI в. Особенно тревожно, что эта угроза близко смыкается с другой глобальной угрозой - международным терроризмом, поскольку террористы пытаются получить доступ к средствам массового поражения.

Эффективно противодействовать этой угрозе мировое сообщество способно только на основе сохранения и укрепления режима ядерного нераспространения, который в последнее время подвергся серьезному размыванию.

Поскольку сохранение и укрепление режима ядерного нераспространения отвечает национальным интересам России, ей следует существенно активизировать усилия по снижению и нейтрализации вызовов этому режиму. В последнее время в этой области российской внешнеполитической деятельности наблюдается необоснованное затишье.

В этой связи назрела потребность определить причины возникновения угроз режиму ядерного нераспространения и выработать рекомендации, которые способствовали бы укреплению режима ядерного нераспространения и предотвращению доступа террористов к ядерному оружию (ЯО) и ядерным материалам (ЯМ).

ИСТОКИ УГРОЗ РЕЖИМУ ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

Первая причина - ослабление международно-правовых регуляторов применения силы и обеспечения безопасности государств, а также связанное с этим усиление тенденции со стороны доминирующих в мире государств, в первую очередь США, но не только, к разрешению разногласий с использованием военной силы.

Вторая причина - амбиции ряда стран, которые не устраивает сложившийся миропорядок и связанные с ним международные договоры и соглашения в области нераспространения ЯО. К таким странам следует прежде всего отнести Израиль, Индию и Пакистан.

Третья причина - наличие так называемых "проблемных стран" с тоталитарными режимами правления, которые поставили своей целью обладание ЯО.

Четвертая причина - отсутствие существенного прогресса в сокращении ядерных арсеналов официально признанных ядерных государств (ЯОГ). Ни Великобритания, ни Франция, ни Китай так и не подключились к этому процессу.

Пятая причина - технологический прогресс, способствующий преодолению разрыва между странами, способными и неспособными к созданию собственного ЯО, и связанное с этим снижение эффективности системы экспортного контроля.

Шестая причина - появление на мировой арене негосударственных действующих лиц, таких как террористические группы и религиозные экстремистские секты, контроль за деятельностью которых крайне затруднен. Они стремятся приобрести ЯО, что стимулирует рост незаконного оборота ЯМ.

Возможные действия России по укреплению режима ядерного нераспространения

В вопросах ядерного нераспространения интересы России и других государств мира совпадают. При оценке возможностей России в содействии укреплению режима ядерного нераспространения за точку отсчета, как представляется, следует принять решения проведенной в 2000 г. Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (КР ДНЯО 2000 г.), Декларацию, принятую Саммитом тысячелетия в сентябре 2000 г., и, несомненно, заявления руководителей стран "восьмерки" (G-8) на саммитах в Кананаскисе (2002 г.) и Эвиане (2003 г.). Начинать же следует с укрепления международной правовой базы и многосторонних инструментов предотвращения распространения ЯО и ЯМ. Представляется, что первоочередными и наиболее актуальными в этой области являются следующие три задачи:

- скорейшее вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и формирование предусмотренной этим договором полноценной специальной организации;

- содействие повышению эффективности системы гарантий МАГАТЭ и приданию ей универсального (комплексного) характера;

- содействие активизации деятельности Конференции по разоружению (КР) в Женеве.

Сложившаяся ситуация с размыванием режима ядерного нераспространения требует принятия дополнительных мер по повышению эффективности деятельности МАГАТЭ. Представляется, что ближайшая цель - укрепление системы гарантий МАГАТЭ в отношении ядерной деятельности в государствах, не обладающих ядерным оружием (НЯОГ). Для достижения этой цели России следует без промедления ратифицировать Дополнительный протокол (INFCIRC/540) к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ и тем самым создать основу для приложения усилий к побуждению государств, которые еще не присоединились к Дополнительному протоколу, сделать это в кратчайшие сроки. При этом особое внимание необходимо уделить государствам, подозреваемым в нарушении правил мирной ядерной деятельности (Северная Корея, Иран и другие). Следующая цель - способствовать не только завершению в максимально сжатые сроки проектов по созданию интегрированной системы гарантий и по введению контроля МАГАТЭ над делящимися материалами оружейного происхождения, выводимыми из военных программ, но и приданию системе гарантий МАГАТЭ универсального (комплексного) характера путем включения в нее элементов, позволяющих контролировать любую "необъявленную" ядерную деятельность. В перспективе - инициировать разработку концепции всеобщего (глобального) международного контроля над атомной энергией, имея в виду конечную цель - образование многокомпонентного механизма(ов) обеспечения надежно контролируемого ядерного разоружения и поддержания мира, свободного от ЯО, который бы находился под единым надзором СБ ООН как органа, несущего по Уставу ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Первым шагом в этом направлении должна стать конвенция о запрещении производства расщепляющих материалов (ЗПРМ) для целей ЯО. В соответствии с решением ООН в рамках КР уже согласован переговорный мандат для соответствующего Специального комитета, однако члены этого комитета пока не смогли договориться даже о программе работы по выработке конвенции о ЗПРМ.

Поэтому важным направлением взаимодействия России с другими странами в области снижения угрозы распространения ЯО могла бы стать их совместная деятельность по приданию дополнительного импульса работе КР с целью вывести из тупика переговоры о разработке концепции о ЗПРМ. При этом усилия следовало бы сосредоточить на учреждении в рамках КР специального органа, уполномоченного заниматься вопросами ядерного разоружения.

С учетом огромного количества ядерных объектов и возросшей угрозы супертерроризма следует инициировать проведение европейской конференции, посвященной выработке и реализации совместных мер по обеспечению надежной физической защиты ядерных объектов и предотвращению актов терроризма на них, хищений ядерных устройств и материалов. Учредителем такой конференции могла бы стать ОБСЕ с участием МАГАТЭ.

Возросшая угроза незаконного оборота ЯМ вызывает необходимость усиления и совершенствования во всех странах экспортного, таможенного и пограничного контроля. С этой целью было бы разумным объединить усилия России, ННГ, ЕС, США, Канады, Японии и других стран, чтобы надежно исключить возможность контрабанды компонентов ЯО и условия для совершения актов супертерроризма. Способствовать такому объединению усилий могли бы КР и Подготовительный комитет КР ДНЯО 2005 г. В нынешней ситуации сохранение и укрепление ДНЯО имеет непреходящее значение. Этой цели должна послужить очередная, седьмая по счету КР ДНЯО 2005 г.

НЕОБХОДИМОСТЬ НАЗРЕЛА

Представляется, что все ЯОГ и другие развитые страны заинтересованы в том, чтобы КР ДНЯО 2005 г. прошла в конструктивном духе и с максимальной пользой. Повышенное внимание необходимо уделить разрешению проблемных вопросов режима нераспространения ЯО. К наиболее насущным из них, в дополнение к тем, о которых уже было сказано, следует отнести следующие четыре:

- возвращение Северной Кореи в лоно ДНЯО и постановка под эффективный контроль со стороны МАГАТЭ ее ядерной программы. Решать эту проблему следует прежде всего дипломатическим путем на многосторонней основе, создав "единый фронт", выступающий против ядерных амбиций Пхеньяна. Но, как представляется, дипломатический успех достижим лишь при условии, если на переговорах будут учтены позиции всех заинтересованных в урегулировании северокорейской проблемы стран и, не в последнюю очередь, Северной Кореи;

- присоединение к ДНЯО Израиля, Индии, Пакистана. Реально достижимой целью в ближайшей перспективе представляется - побудить эти государства взять на себя в одностороннем порядке обязательство не развертывать ЯО и присоединиться к ДВЗЯИ;

- "интернационализация" переговорного процесса по ядерному разоружению. Необходимы дополнительные усилия в этом направлении, так как есть серьезные опасения в том, что если со временем статья VI ДНЯО не будет реализована, то и сам ДНЯО, в котором ядерное нераспространение и разоружение носят взаимосвязанный и взаимоукрепляющий характер, утратит свою реальную ценность. Реалии таковы, что возможности "интернационализации" переговорного процесса по ядерному разоружению на сегодня ограничены, но они есть и их нужно использовать.

Россия и США совместно могли бы склонить Великобританию, Францию и Китай к принятию обязательства "заморозить" свои военные ядерные программы или же, по крайней мере, не наращивать свои ядерные арсеналы, с обещанием после 2012 г., а это срок выполнения Россией и США обязательств по Договору о СНП, присоединиться к переговорному процессу ядерного разоружения. Кроме того, Китаю следовало бы ратифицировать ДВЗЯИ; все пять ЯОГ совместно могли бы убедить Израиль, Индию и Пакистан принять обязательство "заморозить" на имеющемся уровне количественно-качественный состав ядерных боеприпасов, которыми они на сегодня располагают;

- повышение эффективности противодействия усилившимся попыткам международного терроризма к обладанию и использованию ЯО, ЯМ и других средств массового поражения. Здесь успех возможен лишь на основе консолидирования усилий всего мирового сообщества, поэтому Россия могла бы инициировать проведение в 2004 г. под эгидой ООН международной конференции по определению путей и способов устранения угрозы применения террористами ОМУ с принятием разрабатываемой в рамках Контртеррористического комитета СБ ООН проектов конвенций по международному терроризму и борьбе с актами ядерного терроризма. Свой весомый вклад в подготовку этой конференции могли бы внести учрежденная на саммите G-8 в Эвиане группа "восьмерки" по антитеррористическим действиям, а в части, касающейся подготовки предложений по устранению угрозы применения террористами ЯО, - Подготовительный комитет КР ДНЯО 2005 г.

Действующие договоры и соглашения в области ядерного нераспространения и разоружения порой не просто не исполняются, а игнорируются, даже когда они той или иной страной ратифицированы; систематический контроль главный орган ООН не осуществляет. России с участием США и других ведущих стран мира следовало бы инициировать создание при СБ ООН специального комитета по обеспечению соблюдения договоров и соглашений по ядерному разоружению и нераспространению ЯО и средств его доставки. Данный комитет должен обладать по решению СБ ООН весьма широкими полномочиями, в том числе правом использовать вооруженный персонал ООН для принуждения к соблюдению обязательств по воздержанию от владения ЯО или же по ядерному разоружению (включая сохранность ЯМ, которые могли бы быть использованы для возобновления производства ЯО и других ядерных взрывных устройств), и обеспечения необратимости процесса разоружения. При этом следует использовать богатый опыт миротворческих операций ООН с применением вооруженных формирований, предоставляемых государствами - членами ООН, а также опыт комиссий СБ ООН по разоружению Ирака - ЮНСКОМ и ЮНМОВИК, хотя он и не во всем был удачным. Безусловно, потребуется специальная подготовка как членов и администрации создаваемого комитета, так и воинских формирований для осуществления тех специфических функций, которые будут возложены на них соответствующим мандатом СБ ООН. Для того чтобы комитет смог эффективно функционировать, по-видимому, потребуется создать для этого основу в нормах международного права.

Представляется, что если хотя бы часть из предложенных мер будет реализована, то система международной безопасности сможет более эффективно противостоять новым вызовам, связанным с угрозой распространения ЯО и ЯМ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

  

0
2127
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1680
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
1432
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1591

Другие новости