0
1765
Газета Дипкурьер Интернет-версия

08.10.2007 00:00:00

Антимонопольный успех

Екатерина Кузнецова

Об авторе: Екатерина Станиславна Кузнецова - директор европейских программ Центра исследований постиндустриального общества.

Тэги: монополия, евросоюз


Чем ближе момент, когда Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС формально станет достоянием истории, тем острее встает вопрос о достижениях того двустороннего сотрудничества, которое так активно пытались реанимировать в последние годы. От того, каким будет баланс успехов и неудач, зависит в том числе и возможность углубленного экономического взаимодействия между Россией и Европейским союзом, которое могло бы привести нас к так и не реализованной цели СПС о зоне свободной торговли.

В отличие от расширяющихся торговых и инвестиционных потоков контакты России и ЕС на уровне официальных структур и «властных институтов» почти незаметны невооруженному взгляду. Однако назвать их «спящими» невозможно. В самых разнообразных программах сотрудничества «отметились» практически все органы государственной власти. Заключались и ратифицировались конвенции, подписывались соглашения о намерениях, организовывались информационные центры для нужд разных групп россиян. Однако это сотрудничество не касалось «священной коровы» суверенной российской демократии – ее законодательства, которое вопреки намерениям о сближении и гармонизации вплоть до недавнего времени возвышалось, как неприступная скала во враждебном океане.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь недавно: в сентябре была завершена двухгодичная программа сотрудничества между Россией и ЕС в сфере развития антимонопольного законодательства, которая воплотилась в конкретных поправках, внесенных в Кодекс об административных правонарушениях и в Федеральный закон «О защите конкуренции». Два года совместной работы экспертов из Федеральной антимонопольной службы, Центра стратегических разработок, антимонопольных служб Европейской комиссии и соответствующих ведомств государств – членов ЕС не прошли даром, и в результате российское антимонопольное законодательство на деле сблизилось с европейским. Из европейского опыта был заимствован ряд основных принципов, в частности – экстерриториальность антимонопольных норм (которая означает, что под российское антимонопольное законодательство подпадает деятельность всех иностранных компаний, работающих на российском рынке), взимание штрафов в привязке к финансовому обороту компании, освобождение от наказания за сотрудничество с Федеральной антимонопольной службой. Выросли штрафы за картельный сговор и злоупотребление доминирующим положением: с мая 2007 года они исчисляются не в «символических» МРОТах, а в процентах выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение. В качестве «пряника» выступила опять-таки широко применяемая в Европе норма об освобождении от наказания за добровольный отказ от соглашений, ограничивающих конкуренцию. В первые несколько месяцев в ФАС с «повинной» явились «Росгосстрах-центр» и Росбанк, добровольно отказавшиеся от препятствовавших конкуренции договоренностей со страховщиками при выдаче кредитов физическим лицам. Но главными – хотя де-факто неприменяемыми пока на практике – достижениями стали включение естественных монополий в сферу действия антимонопольного законодательства и четкий запрет на вывод из-под его действия отдельных отраслей, если это не предусмотрено федеральным законом. В Европу мы, конечно, от этих реформ не вступим, но приближение антимонопольного законодательства к европейским нормам поможет и в переговорах по ВТО, и в отношениях с другими партнерами. Главное же то, что в своей внутренней (а не только внешней) политике мы начинаем добровольно переходить на европейские нормы, хотя, конечно, не без «российской специфики», а это доказывает: европейские правила нам близки, только не всегда и не всем выгодны.

Эти на первый взгляд не слишком значительные, но чрезвычайно важные шаги способны привести к намного большим последствиям, чем разрекламированные, накачанные деньгами, но по-прежнему малоэффективные национальные проекты.

Что значат для нас эти изменения? Упорядочение правил конкуренции позитивно сказывается на общем состоянии экономики – не случайно ведь антимонопольное законодательство стало одним из главных элементов при создании европейского общего рынка. С этой точки зрения недавние перемены можно приветствовать – но надо учитывать, что жесткое антимонопольное законодательство неизбежно ведет к либерализации нашего внутреннего рынка и отмиранию неэффективных производств. Как сочетается это с нарастающей тенденцией к огосударствлению экономики и росту протекционизма? Ведь лишь за последние годы государство при помощи ФАС, Росприроднадзора и других ведомств выдавило из экономики ряд крупных западных компаний (British Petroleum, RoyalDutchShell, Mitsubishi, Imperial Energy и ряд других), составило список из более чем 1000 закрытых для иностранных инвестиций стратегических предприятий, закрыло для зарубежных инвесторов целый ряд отраслей, также переведя их в разряд «стратегических», воспрепятствовало слиянию независимых производителей газа с крупными западными компаниями (та же ФАС в 2005 году отказала французской Total в приобретении 25-процентного пакета акций компании «Новатэк», которая позднее перешла под контроль «Газпрома»). Курсу на создание «национальных чемпионов» идеально соответствует и сомнительное с этической точки зрения «одобренное на высшем уровне» согласие ФАС на сделку по слиянию РУСАЛа, СУАЛа и Glencore, сделавшее объединенную компанию 100-процентным монополистом на рынках России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В отличие от ФАС, которая, по словам ее руководителя Игоря Артемьева, «берет под козырек», даже если не понимает мотивов высшего руководства и знает о нарушении антимонопольных правил, Еврокомиссия руководствуется лишь соображениями законности и не опасается «заворачивать» такие «стратегические» сделки, как несостоявшееся в 2001 году приобретение General Electric компании Honeywell, жестко противостоять планам Microsoft по насильственному включению в базовый пакет программного обеспечения своего интернет-браузера или противиться слиянию Gaz de France и Suez.

Всем понятно, что сейчас возможности ФАС проводить независимую политику ограниченны, но повод для оптимизма все же имеется. Сам факт, что принципы европейского законодательства, а также отдельные нормы и правила проникают в законодательство Российской Федерации и, в частности, в антимонопольное законодательство, уже является достаточным поводом для радости. Оказывается, европейские нормы и правила нам не чужды и, более того, легко могут быть привиты на российской почве. И хотя сегодня соответствующие законы подчас применяются избирательно и волюнтаристски, одно их появление создает задел на будущее. Сегодня препятствием к полноценному функционированию антимонопольного законодательства выступают только отсутствие политической воли и «какие-то цели, не важно, какие, – их знают руководители». Но жизнь закона, как правило, длиннее, чем срок полномочий самого «знающего» руководителя. Имея хорошую нормативную базу, можно и подождать, когда эта самая «политическая воля» изменится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
502
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
621
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
190
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
687

Другие новости