0
1787
Газета Дипкурьер Интернет-версия

30.06.2008 00:00:00

Ирландское вето как благо

Екатерина Кузнецова

Об авторе: Екатерина Кузнецова - директор европейских программ Центра изучения постиндустриального общества.

Тэги: союз, успех, европа, экономика


союз, успех, европа, экономика Ирландцы требуют c уважением отнестись к их позиции.
Фото Reuters

Завтра Европейский союз отмечает 40-ю годовщину заключения Таможенного союза. Созданный 1 июля 1968 года, этот союз стал первым воплощением успеха в деле построения общего рынка – главной цели европейской интеграции. Он принес с собой два изменения: во-первых, таможенные пошлины и ограничения между государствами-членами были устранены, и, во-вторых, для торговли с другими странами был введен единый внешний тариф Европейского сообщества. Всего за десять лет европейцы завершили первый и самый проблематичный этап построения общего рынка, преодолели сопротивление национальных лоббистов и отстаивавших суверенитет политиков.

Таможенный союз открыл канал для «перелива» интеграции в другие сферы и заложил основу для глубокого хозяйственного и финансового объединения Европы, главному символу которого, евро, недавно исполнилось 10 лет. Но 40 лет назад, как и сейчас, политический климат в интегрирующейся Европе не был благоприятным. Всего за несколько лет до учреждения общей таможенной зоны Европа пережила два серьезных политических кризиса: в 1962 году провалился план Фуше, первая попытка создать «союз государств», объединенных общей внешней и оборонной политикой; в 1966-м был достигнут «люксембургский компромисс», своим главным нововведением – консенсусным голосованием – на два десятилетия «заморозивший» институциональное развитие ЕС.

Сегодня, несмотря на устойчивое экономическое положение (объединенная Европа остается самым крупным в мире хозяйственным субъектом, торговый и платежный балансы находятся в хорошем состоянии, на экономику пока не оказал серьезного воздействия кризис на кредитных рынках, а темпы роста ВВП превышают американский показатель), европейские политики не могут провести неотложные реформы – хотя на этот раз «по вине» граждан, а не политических элит. В 2005 году проект общеевропейской Конституции отвергли Франция и Нидерланды, спустя три года ее видоизмененную версию торпедировала Ирландия. Несмотря на растущие субсидии из бюджета ЕС, предоставление широких прав регионам, жестко соблюдаемую субсидиарность, ирландцы, до них французы и голландцы, а еще раньше – датчане, отказываются безропотно подписаться под решениями, принятыми в далеком и «забюрократизированном» (по ошибочному представлению) Брюсселе.

Вместе с тем в стремлении преодолеть гражданское сопротивление европейский политический класс, похоже, готов пренебречь мнением народов оказать на «несогласных» давление, мало совместимое с представлениями о демократии.

Почему же политика сохраняет «иммунитет» от всепроникающей интеграции, и ожидаемого «перелива» объединительных тенденций из экономики в политику не происходит? Жизнеспособен ли союз как элитистский проект? Имеет ли он будущее в условиях, когда перспективные политические предложения, основанные на предварительной договоренности элит, встречают глубокое неприятие со стороны европейцев, которые за шестнадцать лет четырежды «проваливали» европейские инициативы – в 1992-м, 2001-м, 2005-м и 2008 годах? Почему самые смелые предложения Брюсселя неизменно вызывали народное отторжение?

На этот вопрос – а над ним сейчас мучаются лучшие европейские эксперты, – трудно дать однозначный ответ. На наш взгляд, приблизительно с равной степенью вероятности исход ирландского референдума (как и трех предшествовавших ему голосований) можно объяснить двумя способами.

С одной стороны, можно представить оптимистическое объяснение. Оно предполагает, что европейцы действуют рационально и взвешенно оценивают ситуацию. Экономическая политика Брюсселя вызывает одобрение, и граждане приветствуют снятие барьеров между отдельными странами ЕС. Достаточно отметить, что из всех четырех стран, ранее отрицательно высказывавшихся на референдумах, одна лишь Дания сегодня не входит в зону евро, тогда как не только Франция, но и Голландия и Ирландия ввели у себя единую европейскую валюту с момента ее создания. Вероятно, что граждане этих стран просто не видят необходимости в общей внешней и оборонной политике. Тем более что сегодня единая Европа не ставит перед собой целей, достижение которых требовало бы политической интеграции.

Ирландцам это может казаться особенно неясным – ведь страна не входит в НАТО и считает себя нейтральным государством. За последние годы в Европе по крайней мере два вопроса – унилатерализм США и война в Ираке, а также «энергетический шантаж» со стороны России – вызвали (и по сей день вызывают) серьезные политические противоречия. Именно отсутствие единой внешней политики ведет к сдержанности и взвешенности европейской позиции, которые в конечном счете позволяют снять возникающие проблемы, избежать неисправимых ошибок. Экономические же успехи продолжают множиться и без всякой политической интеграции. Отчасти можно даже согласиться с ирландцами: по здравому размышлению оказывается, что жесткие политические рамки не слишком нужны.

С другой стороны, можно быть пессимистом и считать, что народу свойственны консерватизм и национализм; что люди инстинктивно опасаются глобализации, иммиграции и утраты национального суверенитета; что они наблюдают растущее социальное расслоение и готовы переложить ответственность за него на далекие брюссельские власти. Такое объяснение вполне жизнеспособно – хотя оно вряд ли может относиться именно к ирландскому случаю: ведь в стране не только имеет хождение единая европейская валюта, но и живет большое даже по европейским стандартам (8,9% от совокупной численности населения) число иммигрантов, доля внешней торговли в ВВП (54,9%) намного превышает среднеевропейский уровень, режим для иностранных инвестиций был в последние годы самым благоприятным в Европе, а экономический рост в 1995–2005 годах достигал в среднем 5,2% годовых.

В то же время наиболее традиционные и националистически настроенные страны Европы – располагающиеся в основном на ее восточных границах, – в большинстве своем не нашли в Лиссабонском договоре ничего противоречащего их национальным интересам.

Существует одно обстоятельство, которое не позволяет рассматривать отказ ирландцев ратифицировать Лиссабонский договор как досадную остановку в процессе политической интеграции. Дело в том, что текст этого договора содержит положения, которые куда в большей степени соответствуют целям сохранения национального суверенитета, чем утверждению интересов сообщества.

Согласно договору, пространство ответственности и суверенитета должно быть «демаркировано» посредством разграничения исключительных полномочий Европейского союза, совместных полномочий ЕС и государств-членов и исключительных прав национальных правительств. Ключевая роль в этом процессе отводится впервые зафиксированному новому способу разграничения. Долгосрочный смысл этого предложения состоит в том, что совместные полномочия окажутся «изолированы» от сферы исключительной компетенции стран – участниц ЕС, что позволит пресечь процесс углубления интеграционного процесса, неподконтрольный национальным правительствам и политическим элитам европейских государств.

Иными словами, Лиссабонский договор не только не будет способствовать функциональному переливу из экономики в политику, но, напротив, станет серьезным препятствием к политической интеграции. Своего рода это промежуточная победа сторонников «Европы государств» над адептами единой, интегрированной, федеративной Европы. Так, может быть, ирландское «нет» на самом деле благо для Европы, а сами ирландцы – большие европейцы, чем весь конституционный конвент?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
591
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
690
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
367
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
249

Другие новости