0
1843
Газета Дипкурьер Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

В ожидании лучших времен

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Притчин - научный сотрудник кафедры социологии и политологии МГУ, эксперт по СНГ.

Тэги: россия, газ, туркменистан


россия, газ, туркменистан На каспийскую нефть сегодня большой спрос.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Уходящий год стал довольно результативным для внешней политики Туркменистана. Страна как ведущий экспортер газа в регионе ведет активный диалог со всеми перспективными потребителями. Один из наиболее важных партнеров – Китай начал строительство газопровода из республики. На фоне этой активной работы особенно заметно торможение российских проектов – строительства Прикаспийского газопровода и расширения мощностей газопровода Средняя Азия–Центр (САЦ).

В октябре британская аудиторская компания Gaffney, Cline & Associate объявила итоги независимого исследования, которое подтвердило самые оптимистичные ожидания туркменских властей и импортеров газа из республики. Согласно данным исследования, ресурсы месторождения Южный Иолотань–Осман на юго-востоке страны составляют от 4 до 14 трлн. кубометров газа (что ставит месторождение на 4–5-е место в мире по объему), а объемы газа в месторождении Яшлар составляют от 0,25 до 1,5 трлн. кубометров газа.

Благодаря таким новостям резко увеличились инвестиции в развитие нефтегазового комплекса Туркмении. Согласно официальным данным, в 2008 году они достигли 2,4 млрд. долл., что в три раза больше, чем в 2007 году. Правда, рост вложений в нефтегазовый сектор пока серьезно не изменил объемы добычи сырья. За первые девять месяцев добыча нефти составила около 8 млн. тонн, в то время как за весь 2007 год было добыто 9,75 млн. тонн. За январь–сентябрь 2008 года было извлечено 52 млрд. кубометров газа, на экспорт отправлено около 70% – 35 млрд. кубометров, а за предыдущий год было добыто 72,3 млрд.

В ходе одной из международных конференций в Ашхабаде руководство республики представило Стратегию развития нефтегазовой отрасли страны до 2030 года. Согласно документу, к 2030 году добыча нефти в республике вырастет в 11 раз, до 110 млн. тонн, добыча газа увеличится в четыре раза, до 250 млрд. кубометров. За время действия стратегии планируется привлечь в топливно-энергетический комплекс Туркменистана свыше 60 млрд. долл.

Подтверждение больших запасов газа в Туркменистане, августовские события в Грузии, а также лояльность нового руководства республики к новым экспортным проектам стали залогом активной внешней политики официального Ашхабада в 2008 году.

Самым заметным партнером страны стал, несомненно, Китай. Еще до обнародования данных аудита Пекин начал реализацию первого маршрута, альтернативного российскому, – газопровода Туркменистан–Китай. Труба должна соединить Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и западные регионы КНР с его промышленно развитыми восточными областями. В феврале 2008 года в Ашхабаде был проведен тендер на строительство туркменской части трубопровода. Участок Малай–Багтыярлык протяженностью 188 км будет строить российская компания «Стройтрансгаз». Кроме того, контракт предусматривает сооружение установки по очистке и осушке газа и газоизмерительной станции с полной готовностью к эксплуатации.

Идет работа и в других республиках – участницах проекта. Казахстанская компания «КазТрансГаз» и китайская Trans-Asia Gas Pipeline создали СП «Азиатский газопровод» для строительства казахстанской части газопровода. На первом этапе, в период 2008–2009 годов, будет построен участок от границы Казахстана с Узбекистаном через казахстанский Чимкент до границы с КНР. Мощность ветки составит до 40 млрд. кубометров газа при протяженности 1,3 тыс. км. В дальнейшем планируется проложить ветку Бейнау–Кзыл-Орда–Чимкент, протяженностью почти 1,5 тыс. км и пропускной способностью 10 млрд. кубометров. Астана так планирует решить проблему снабжения сырьем газодефицитных южных регионов Казахстана и начать экспорт газа со своих западных месторождений в Китай.

В Китае в конце февраля началось строительство транскитайского газопровода, который соединит Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) на западе КНР, Шанхай на востоке и Гуагджоу на юге. Общая протяженность газопровода составит 9102 км, а стоимость – около 20 млрд. долл.

Помимо восточного пути у Туркмении есть и западный. Евросоюз в уходящем году проявил серьезный интерес к запасам Туркменистана. В апреле в республике побывала еврокомиссар по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер. Несколько раз в Ашхабад приезжал еврокомиссар по энергическим вопросам Андрис Пиебалгс. А в ноябре уже президент Гурбангулы Бердымухамедов посетил Германию и Австрию. Все дело в том, что Брюссель крайне заинтересован в присоединении республики к главному энергетическому европейскому проекту Nabucco.

Активность ЕС увенчалась определенным успехом: Туркменистан уже выразил готовность ежегодно поставлять 10 млрд. кубометров газа в год в Европу. В дальнейшем Брюссель планирует за счет поставок из Каспийского региона обеспечивать от 10% до четверти своих потребностей в газе.

Осенью 2008 года появился новый консорциум Caspian Development Corporation, который должен взять на себя обязательства по приобретению природного газа в Прикаспии, чтобы стимулировать реализацию новых проектов по его добыче. Планируется, что этот консорциум будет инвестировать в развитие всех связанных с этим инфраструктур, включая Транскаспийский газопровод. Задача данного проекта – обеспечение поставок в Европейский союз 60–120 млрд. кубометров газа в год, что составляет 12–25% от общего нынешнего потребления в ЕС, для снижения зависимости от России. Информация об инвесторах, принципах работы новой структуры пока не распространяется, зато намечен будущий экспортный маршрут, который должен связать Туркменистан и Казахстан через Каспийское море с Азербайджаном, далее через Грузию и Турцию с ЕС.

Что касается добычи и транспортировки нефти из туркменского сектора Каспийского моря, то здесь главная проблема заключается в конфликте Баку и Ашхабада о принадлежности спорного месторождения «Кяпаз» («Сердар» в туркменском варианте), зато в техническом плане нет таких сложностей, как, например, со строительством Транскаспийского газопровода. По мнению Ильхама Шабанова, директора Центра нефтяных исследований, «наиболее экономически эффективным для двух стран является совместное освоение спорных и прилегающих к границе морских месторождений, с подключением к уже существующей инфраструктуре азербайджанских месторождений». Известно, что британская компания BP является главным инвестором в нефтегазовый сектор соседнего Азербайджана и оператором прилегающих к туркменскому сектору месторождений Азери–Чираг–Гюнешли. Можно предположить, что именно эта компания имеет все шансы в будущем стать главным участником освоения и туркменского шельфа Каспия.

В то же время очевиден прогресс в азербайджано-туркменских отношениях, которые с момента обретения независимости были осложнены территориальными спорами. Долгое время между странами даже не было дипломатических отношений. И только приход к власти Гурбангулы Бердымухамедова разморозил отношения между соседями. Как считает Ровшан Ибрагимов, директор Центра энергетических исследований, «важные подготовительные этапы восстановления азербайджано-туркменских отношений уже пройдены: решен вопрос долга Баку за туркменский газ, вновь заработали посольства двух стран, а также начались регулярные встречи на высшем уровне».

В конце ноября состоялась уникальная по формату встреча президентов Азербайджана, Туркмении и Турции в городе Туркменбаши. В рамках саммита Азербайджан и Туркменистан подписали четыре межгосударственных соглашения, в том числе об открытии железнодорожно-паромного сообщения между портами Баку и Туркменбаши, также о прямом авиационном сообщении между странами. Теперь основные ожидания наблюдателей связаны с разрешением спора о разделе Каспийского моря.

На фоне активизации конкурентов возникает ощущение, что Россия «ушла в тень». Нет никаких новостей о начале строительства Прикаспийского газопровода, хотя, согласно официальным данным, проект должен стартовать именно в конце 2008-го – начале 2009 года. Но Россия остается основным покупателем туркменского сырья, а Прикаспийский газопровод по сравнению со своими конкурентами Nabucco или Трансафганским проектом уже принципиально одобрен всеми участниками и находится в стадии технического обсуждения. Кроме того, конкурентным преимуществом России перед Китаем и ЕС в среднесрочной перспективе остается ценовая политика «Газпрома», который готов платить рыночную цену за туркменское сырье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
842
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
452
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
463
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
415