0
257
Газета Дипкурьер Печатная версия

23.11.2025 18:34:00

Генрих Трофименко, понимавший Генри Киссинджера

Книга советского американиста актуальна и спустя полвека

Александр Братерский

Об авторе: Александр Валентинович Братерский – журналист-международник.

Тэги: книга, американист генрих трофименко, генри киссинджер, история


книга, американист генрих трофименко, генри киссинджер, история Советский американист Генрих Трофименко и госсекретарь США Генри Киссинджер хорошо знали друг друга. Фото из архива семьи Генриха Трофименко

«Зачастую старые идеи, окрашенные новой обстановкой, новым опытом, новыми целями, новой технологией, предстают, так сказать, в новой упаковке, хотя их классовая и «национальная» суть остается неизменной», – цитата профессора-американиста Генриха Трофименко из книги «США: политика, идеология, война», переизданной спустя почти полвека, и сегодня кажется вполне актуальной.

То же самое можно сказать и о самой книге, которая на многие годы стала настольной для отечественных американистов, так как была написана человеком, посвятившим десятки лет исследованию внешней и оборонной политики.

Несомненно, многие ее положения сегодня устарели: изменился мир, появились новые виды оружия, новые стратегии глобальной безопасности. Однако фундаментальный труд профессора-американиста до сих пор читается на одном дыхании.

«Генрих Александрович показал себя именно тем, кем он был на самом деле, – очень ярким, необычным, неортодоксальным мыслителем. Здесь рассыпано множество идей, свежих для того времени, новаторских. Может быть, сейчас они уже не так важны, но важен сам метод подхода, который я бы назвал критическим реализмом или новаторским реализмом» – так охарактеризовал автора в новом переиздании книги в издательстве «Весь мир» ученик автора профессор ВШЭ Сергей Караганов.

Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института США и Канады АН СССР, входивший в ближний круг его директора Георгия Арбатова, Трофименко действительно знал, о чем писал.  В сравнительно небольшой по размеру книге, в которой всего 350 страниц, дается точная и объемная характеристика природы американской военной машины, влияния на нее политических руководителей разных времен. В ней исследуются новые для того времени виды оружия и причины стремления США к глобальному доминированию.

Скрупулезность ученого сочетается здесь с дотошностью профессионального журналиста – до того как заняться академической наукой, автор успел несколько лет поработать корреспондентом советского радио в Лондоне. Друзья рассказывают, что к своей работе над книгой он относился творчески и даже просил раздобыть ему печатную машинку с греческим шрифтом, чтобы написать эквивалент слова «разрядка» по-гречески. 

Здесь все кажется на своем месте, и даже обязательные для того времени цитаты Леонида Брежнева не смотрятся анахронизмом. «…Потребовались большие усилия, чтобы люди – и особенно те, кто руководит политикой государств, – стали привыкать к мысли, что естественным делом является не балансирование на грани войны, а переговоры по спорным вопросам, не конфронтация, а мирное сотрудничество».

Эти слова, написанные для советского лидера его хорошо понимавшими международную обстановку того времени помощниками, сказаны во времена, когда между США и СССР шли переговоры о разоружении. Сменивший в президентском кресле прагматичного Ричарда Никсона однопартиец Джеральд Форд продолжил линию своего предшественника. 

Стараясь придерживаться по большей степени нейтральной, хотя и ограниченной идеологическими рамками, логики ученого, Трофименко явно симпатизирует сторонникам «разрядки». В книге он пишет, что «иные пути», отличные от политики «мирного существования», ставят мир на край гибели. В подтверждение своих слов автор цитирует одного из знаковых авторитетов реалистической политики госсекретаря США Генри Киссинджера, который говорит о необходимости диалога и бесполезности «изменить советскую систему» с помощью давления.

Интересно, что Киссинджер и Трофименко знали друг друга. В архиве гранда американской политики хранится письмо советскому профессору от июля 1970 года. В нем Киссинджер благодарит его за присланную книгу «Стратегия глобальной войны» и отмечает, что прочитал ее с большим интересом.

«Новая старая» книга профессора Трофименко тоже читается с большим интересом.

Читатель, погруженный как в исторический, так и современный контекст американской внешней политики, уверен, с интересом прочтет главы, поcвященные формированию идей отцов-основателей США, концепциям «посвященного эгоизма» и «баланса» сил. И хотя книгу можно скорее назвать академической, чем научно-популярной, здесь есть и написанные высокопарным стилем письма Джорджа Вашингтона, где один из символов американской демократии говорит об истреблении индейцев-чероки, и даже цитаты из знаменитого стихотворения Редьярда Киплинга «Если». Именно его цитируют американские политики холодной войны, оправдывая американскую экспансию в других странах мира.

Спустя годы это стремление немного притупилось, но не ушло, хотя нынешняя администрация Дональда Трампа и воздерживается от интервенции в другие страны. В своей книге Трофименко напоминает, что борьба между «изоляционистами» и «интервенционистами» идет уже 200 лет, и предупреждения ученого звучат актуально и для сегодняшнего времени. «Односторонняя концентрация усилий на проблемах внешней политики, как правило, приводила к пренебрежению проблемами внутренними и их обострению», – пишет автор.

«Критический анализ Трофименко не сводится к констатации «агрессивности капитализма», но раскрывает практический механизм того, как и почему разные военно-политические концепции «жили» в умах американских элит, меняясь и адаптируясь к новым условиям», – пишет в предисловии к новому изданию книги директор Института США и Канады РАН Наталья Цветкова.

Спустя 50 лет книга Трофименко, как чеховское ружье, снова стреляет. И это главное, что отличает ее от многих идеологизированных изданий советского прошлого. 

 


Читайте также


В черном облаке беды

В черном облаке беды

Виктор Коллегорский

К 100-летию публикации первых книг Исаака Бабеля

0
525
Молчи, грусть, молчи

Молчи, грусть, молчи

Валентина Рогова

Киноромансы, красные платочки комсомолок и огни ЛЕФа

0
2401
Научи меня пахать

Научи меня пахать

Борис Колымагин

В гости к Спиридону Дрожжину – в поселок Новозавидовский

0
394
Папа Лев зовет кардиналов на встречу чрезвычайной важности

Папа Лев зовет кардиналов на встречу чрезвычайной важности

Станислав Минин

Модель управления Католической церковью может поменяться в новом году

0
3246

Другие новости