В роли Троцкого снялся Николай Куглянд, в роли Ленина – Евгений Ткачук. Кадр из телесериала «Хроники русской революции»
В 2025 году на российском телевидении вышло несколько громких сериалов, которые активно обсуждались в обществе. Но больше всего копий оказалось сломано после показа на телеканале «Россия» 16-серийного сериала Андрея Кончаловского «Хроники русской революции», который вызвал гамму противоречивых эмоций у зрителей и критиков.
Именуемый в анонсах масштабной исторической драмой, проект привлек к экранам телевизоров многомиллионную аудиторию и всерьез взбудоражил ее, заставив спорить не только о качестве сериала, но и об исторических личностях и событиях. Начиная уже с названия: многим показалось, что стоило оставить более точное рабочее «Герои и выродки».
Критики отмечали, что сериал охватывает период, включающий события от Русско-японской войны до смерти Ленина, однако многие из них просто проговариваются закадровым голосом, есть и временные пропуски в 2 года и 5 лет, тогда как понятие «хроники» предполагает последовательное изложение исторических событий. А представленные на экране хроники жизни в кабинетах и особняках, перемежающиеся нарезкой документальных кадров, есть подмена понятий.
Сериал Кончаловского по его собственному сценарию посвящен трагическим событиям, приведшим к свержению монархии в России. При этом главные герои являются вымышленными персонажами: полковник охранки в исполнении Юры Борисова, который по поручению царя должен справиться с революционным подпольем и спасти монархию, и светская дама – подпольщица-нимфоманка в исполнении Юлии Высоцкой (ее очень много в кадре, кто-то даже предложил называть проект «Бенефисом Высоцкой»). Каждый из четырех основных героев втянут в любовный треугольник, а героиня Высоцкой – так и в многогранник: в итоге революция по большей части осталась за кадром любовных и криминальных интриг.
Расследования сталкивают полковника с Лениным, Горьким, Столыпиным, Троцким, Распутиным, Керенским и прочими историческими персонажами, но все они выглядят скорее фоном для его деятельности: вымышленные герои удались создателям лучше, чем исторические. Как лишь фоном показаны и революционные толпы, состоящие из рабочих, матросов и непонятных оборванцев.
Пользователи писали в соцсетях, что, несмотря на обилие персонажей (350) и сюжетных линий, сериал вышел скучным, пресным и безжизненным. Особенно все критиковали карикатурный образ Ленина (но не игру воплотившего образ Евгения Ткачука), а коммунисты посчитали «Хроники…» антисоветской агиткой и идеологической диверсией: мол, снят настоящий гротеск и карикатура на революционную эпоху. С тем, что в сериале отсутствует народ, а есть лишь аристократы, офицеры и революционеры-террористы – можно согласиться. Как и с тем, что, если не считать коррупции и заговоров в верхних эшелонах, социальные причины русской революции не показаны.
«Хроники русской революции» стали самой дорогой исторической драмой года – и самой глобальной работой Андрея Кончаловского. Но не самой лучшей.


