0
834
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2000 00:00:00

Повторение пройденного

Тэги: кино, Михалков


ЮБИЛЕЙНЫЙ пленум кинематографистов, посвященный десятилетию Российского союза, закончился расколом. Романтический миф о единственной творческой организации, удержавшейся над пропастью повальных расколов, склок и интриг, умер.

"Развод" с Московским союзом кинематографистов, который стал бельмом на глазу у председателя правления СК Никиты Михалкова, назревал давно, ибо московская организация оставалась единственной структурой, которая не прогнулась под новое руководство и имела свой взгляд на жизнь. Акция разделения планировалась на последний день пленума, но не раньше, чем будет принят пакет документов, подготовленный заранее и розданный всем участникам. В смысле канцеляристики пленум стал сбывшейся мечтой управленца и мог бы принять участие в конкурсе на лучшее обслуживание босса.

Впрочем, навязать вялой аудитории свою волю было не так уж и сложно. Стихийных всплесков, ломающих запланированный сценарий, не наблюдалось, а острое выступление председателя правления СК Санкт-Петербурга Виталия Мельникова, обратившего внимание коллег на то, что в уставе Союза не предусмотрено никаких общественных противовесов абсолютной власти лидера, не имело продолжения. Под самый занавес, уже после принятия документов, резко выступил молдавский кинорежиссер Эмиль Лотяну - один из тех, кто не испытывал должного административного восторга ни от количества полученных деловых бумаг, ни от хозпартактивного пафоса пленума: "Это чудовищно! От скуки мухи мрут". Лотяну поставил в вину новому составу руководства СК, что закон о кино как не работал, так и не работает, что ни один из анонсированных проектов не завершен, что сам Михалков недоступен для общения. Масла в огонь подбавил лидер Московского союза Валерий Лонской: спросил, где обещанный внебюджетный фонд развития кино. Чем задел мэтра, ибо эта михалковская идея, что бурно муссировалась в момент его избрания, рассосалась без последствий. Лонской, видимо, решил вызвать огонь на себя. Он отвел обвинения в сепаратизме: "Мы никогда не призывали к расколу, - сказал он. - Мы только отстаивали свои права".

И тут Никита Михалков, два дня от звонка до звонка кротко отсидевший за столом президиума, тряхнул харизмой. Ведь никто не только не оценил, но даже не заметил, что в рамках юбилейного пленума он реализовал свой идеал деятельности творческого союза, о котором, не таясь, рассказал коллегам, когда согласился его возглавить. Он настаивал тогда, что заниматься финансами, строительством и прочим матобеспечением должны не доброхоты-кинематографисты, у них своих дел хватает, а "команда профессионалов". Эта команда пришла в союз вместе с вновь избранным председателем, и пленум был, по сути, ее бенефисом. Но то, что воплощенный в жизнь идеал штольцевской деловитости, окажется таким худосочным, занудным и неартистичным, изумило, кажется, и самого автора.

Обида человека, который хотел, как лучше, и не был оценен, вылилась на голову Лонского: "Московский союз, а это более трех тысяч человек, ведет себя как штрейхбрейкер по отношению к нашей идее. Я не буду работать с Лонским". И потребовал немедленного решения пленума по этому вопросу. В ближайшие десять минут было проголосовано за учреждение Московского отделения Российского киносоюза, оргкомитет которого возглавит Владимир Хотиненко, приглашенный Михалковым в заместители.

Нашлись трезвые люди, которые напомнили разгоряченному председателю об уставе и об основах демократии. А то бы со страху проголосовали бы и за запрет на одновременное членство в двух творческих союзах. Михалков рубил сплеча, позабыв, видимо, что творческий союз - общественная, а не партийная организация с присущей ей партийной дисциплиной и "чистотой рядов". Кстати, как оказалось, о "чистоте" позаботились во время процедуры обмена членских билетов. Кинематографисты полагали, что это техническая процедура: к десятилетию Российского союза пора было получить новые "корочки", которые не менялись с незапамятных времен. Ан нет, оказывается, то была военная хитрость: с кем вы, мастера культуры, с Михалковым или с Лонским? 82% обменявших старые билеты на корочки Российского союза не поняли, что тем самым дезавуировали Московский союз. Те, кто еще не успел заняться обменом, тоже не в курсе, что подозреваются в симпатиях к Московскому СК.

Накануне Михалков предложил делать римейки известных фильмов на сюжеты из отечественной истории: молодое поколение нужно воспитывать на хороших примерах. И впрямь история наша поучительна, да только никого ничему не учит. Хотя легко припомнить, что те, кто особенно ретиво печется о единстве и консолидации, как правило, кончают расколом. Сначала "размежеваться, чтобы объединиться". Потом - раскол на "большевиков" и "меньшевиков". И пошло-поехало: меньшевики - оппоненты, оппоненты непримиримые, идеологические враги, "враги народа".

А чем дело кончилось?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
583
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
691
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
594
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
671

Другие новости