0
1002
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2002 00:00:00

Снегурочки банальная кончина

Тэги: большой театр, спектакль, снегурочка


Открытие Новой сцены Большого театра - событие, которому, по идее, не должно быть равных. Одна из самых трогательных русских опер в постановке молодого режиссера Дмитрия Белова с восстановленными эскизами Рериха и небывалыми технологическими новшествами - ожидания были высоки. Однако чары надежд стали рассеиваться еще до начала спектакля. Псевдоклассический особняк с шикарным подъездом и просторной террасой перед входом - все по-московски размашисто и бессмысленно. Еще одна типичная черта - красива лишь обертка. Внутри обнаружилось приземистое тесноватое помещение с маленькими дверцами, низкими потолками, скользкими ступеньками и уродливыми холлами. Удивило, куда девался весь простор, обещанный внешним видом здания. Зато зрительный зал оказался удачным. Хорошо видно практически отовсюду, а кресла - так точно самые удобные в Москве. Но больше всего не терпелось увидеть пресловутую видеоживопись, которая, как обещали, будет выполнять роль декораций. Для премьеры "Снегурочки" отсняли фильм, пропустили через специальные фильтры и транслировали с шести проекторов на три экрана. Что именно увидела публика в результате этих удивительных усилий, объяснить трудно. Больше всего происходящее напоминало компьютерные screensavers - картинки, которые можно увидеть, если пару минут не трогать включенный компьютер. У кого-то по экрану плавают рыбы, у кого-то летают геометрические фигуры. Смысла в этих картинках, кроме сохранения рабочих ресурсов монитора, нет. Странно. Имея в руках такие возможности, создатели спектакля представили публике однообразные, примитивные с художественной точки зрения мелькающие квадратики. На фоне крайне "концептуальной" картинки абсолютно традиционные, фольклорные костюмы (по эскизам Рериха) и набившая оскомину заштампованная пластика героев выглядели комично. Казалось, Купава, Снегурочка и все остальные персонажи оперы не очень понимали, где они находятся, как они сюда попали и что им теперь делать. Постановка разделилась на два полюса: экспериментальный и традиционный. Это отсутствие цельности усугублялось еще и явной отстраненностью оркестра. Дирижер Николай Алексеев с оркестром и солисты с хором музицировали, словно в разных помещениях. Оркестр, сам по себе неплохо звучавший (не считая позорных скрипичных соло), то торопил солистов, то, наоборот, тянул на дно. А хор вообще ни разу не вступил с оркестром в одном темпе. Весь спектакль не покидала мысль: "К чему бы это?" Похожее ощущение порой возникает в Геликон-опере, но там это сглаживается остроумием. Поскольку сюжет о "Снегурочки печальной кончине" сложно назвать сатирическим, то посмеяться режиссерам, публике и артистам было совершенно не над чем. Пришлось любить, хвататься за голову, топать по сцене, изображая отчаяние на полном серьезе. Все это выглядело неостроумной пародией. Недавняя премьера в Геликоне оперы Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" не была удачной, но после "Снегурочки" версии Дмитрия Белова вспоминается почти с любовью. Насколько похожи персонажи - настолько же силен контраст в подходах к ним.

Сравнение с Геликоном не случайно. И Дмитрий Бертман, и Дмитрий Белов - ученики режиссера Георгия Ансимова. Разница между ними заключается в том, что и делает спектакль запоминающимся или нет. В том, что принято называть талантом. Самое трагичное, что за всеми высосанными из пальца новомодными "фишками" совершенно потерялись трогательная Ирина Самойлова (Снегурочка) и восхитительная Елена Новак (Лель). Летящее сопрано Самойловой и глубокое чувственное mezzo Новак не смогли сгладить общее ощущение неловкости от происходящего на сцене.

Спектакль шел с двумя антрактами. Публика уходила в каждом. В результате сцену таяния Снегурочки, ради которой и стоит слушать эту оперу, видело не многим более трети зала. А жаль. Самойлова спела чисто, высоко, искренно. Хотя сам процесс таяния был показан до ужаса банально: Снегурочку просто медленно опустили под сцену. Когда из сцены торчала уже только ее голова, подбавили немного пара. Вот и все высокие технологии.

Оптимизм - не лучший советчик по ясновидению. Возможно, если бы не крайне высокие ожидания, спектакль мог бы понравиться. Но уж очень надоели извечные в Большом штампы. Цветовые, пластические, музыкальные. И вот что интересно. Еще безвкуснее, чем непробиваемые штампы, оказалась сама попытка их преодолеть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1789
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
2556
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
2576
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
3400

Другие новости