0
986
Газета Культура Интернет-версия

28.02.2003 00:00:00

Возвращение Вайнберга

Тэги: шостакович, вайнберг


В Малом зале консерватории выступил "Романтик-квартет". Наряду с Моцартом и Шнитке в программе значилось раритетное сочинение - Квинтет Мечислава Вайнберга для фортепиано и струнных. Включить его в программу перед 26 февраля, годовщиной смерти композитора, было идеей В.Берлинского, виолончелиста Квартета Бородина. Хотя Вайнберг никогда не был учеником Шостаковича, 30 лет дружбы позволяли ему сказать: "Школа Шостаковича является основой моей творческой работы". Среди последователей Шостаковича Вайнберг наиболее близок к манере учителя; лучшие его сочинения вполне сопоставимы с шедеврами Шостаковича. Перу Вайнберга принадлежит 17 квартетов, более 20 симфоний, камерные сочинения, оперы и музыка почти к 40 фильмам, среди которых - "Летят журавли", "Афоня" и "Тегеран-43".

Шостакович воспринимал коллегу как равного: Вайнберг не раз исполнял в четыре руки с Шостаковичем новые произведения последнего. Вайнбергу посвящен также Десятый квартет Шостаковича. Вполне естественно, что квинтет Вайнберга вызвал ассоциации с квинтетом Шостаковича. По сравнению с Шостаковичем первая часть квинтета Вайнберга носит более "светлый" и раскованный характер. Один из эпизодов второй части прозвучал почти как блюз; к блюзу обращались и Равель, и Стравинский, и Шостакович, а сам Вайнберг позже оказался автором блюза "Какое мне дело?" из кинофильма "Последний дюйм". Во второй же части Наталия Катюкова мастерски справилась с "ударной" трактовкой фортепиано в духе "Свадебки" Стравинского. Вершиной исполнения стала третья часть - откровенно реминисцентная по отношению к Шостаковичу. Доиграв, музыканты молчали около минуты, дав возможность слушателям прийти в себя и настроиться на передышку между центром сочинения и его финалом.

Начало пятой части напомнило токкату Восьмой симфонии Шостаковича. Этот эпизод сменился следующим, "неоклассическим", вслед за которым мы вновь услышали лейтмотив первой части, поданный в более лиричной, но и более драматичной манере; концерт завершился повторением третьей части на бис. Остается посетовать, что компакт-диски с музыкой Вайнберга столь труднодоступны, а его сочинения звучат так редко. На фоне общего однообразия репертуара исполнение квинтета стало достойным напоминанием о годовщине смерти композитора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
282
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
209
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
309
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
343

Другие новости