0
985
Газета Культура Интернет-версия

11.03.2004 00:00:00

Варвары

Тэги: серебренников, мхат, чехов, горький, мещане


серебренников, мхат, чехов, горький, мещане Старики в «Мещанах» хорошо понимают друг друга: Бессеменов (Андрей Мягков) и его супруга (Алла Покровская).
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

«Мещане» Кирилла Серебренникова сложены из несообразностей. Постановщика, известного московского режиссера, лидера всего нового на столичной сцене, внешняя сторона спектакля, кажется, беспокоила и мучила куда больше, чем соответствие частей и целого, а также формы и содержания.

Андрей Мягков смотрится до чрезвычайности живописно – этаким цековским старцем, завсегдатаем кремлевских столовых, в каракулевой шапке пирожком и пальто с меховым воротником по моде 60-х – начала 70-х (художник по костюмам – Ольга Резниченко). Но его нарочитая – живописная – дряхлость, тяжкий труд, с каким порой приходится его герою, мещанину Василию Васильевичу Бессеменову, преодолевать расстояния меж столовой и собственными семейными апартаментами, входит в противоречие с юным возрастом его сына и дочери, с мыслями о выборной должности, которая проходит мимо.

До сих пор Серебренникова считали певцом и чуть ли не буревестником «новой драмы», поставленный им «Пластилин» Василия Сигарева без преувеличения и сегодня остается недосягаемой вершиной в понимании «новой драмы» и в умении донести ее «месседж» как для новых, так и для старых зрителей. Интерес к «Мещанам» с самого начала выглядел провокацией: что он «Мещанам», что, как говорится, ему «Мещане», чтоб о них, так сказать, рыдать?

Нет, не рыдал он. Не рыдал, но, кажется, сочувствовал.

Бессеменов, а еще больше жена его, Акулина Ивановна в исполнении Аллы Покровской вышли людьми обаятельными, достойными если не уважения, то сочувствия. В них человеческое проницает и проникает вовне, проявляет себя. Сын же Петр (Алексей Агапов) – человек ничтожный, бессмысленный, что подчеркнуто унылыми советскими застиранными тренировочными штанами, с оттянутыми коленками, в которых выходит он на сцену в первом акте. Разве человек с идеями, с душой и мыслями такое себе позволит?!

Бессеменов – человек сильных чувств, серьезных переживаний. Не пуская сына к Елене (Евгения Добровольская), которую совершенно справедливо почитает женщиной вольного поведения, ложится на его пути ничком: мол, через мой труп. Короче говоря, симпатии – на его стороне. Его правда – понятнее, выглядит более, что ли, взаправдашней, серьезной. На его глазах семья рушится, весь уклад жизни, так что нет сил сказать: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Что же до позднего его возраста, то, даже если судить по Нилу, могучим стать ему не суждено.

Нил в спектакле Серебренникова, на роль которого был специально приглашен Алексей Кравченко, похож на рабочего, приехавшего в столицу по лимиту. Свитер заправлен в брюки, манеры просты, как, впрочем, и положено трудовому человеку. Прогрессивные идеи борьбы с юдофобией, вложенные ему в уста Горьким, плохо сопрягаются с внешним видом люмпена, который естественнее смотрелся бы среди погромщиков.

Отдельные удачные решения той или другой сцены, некоторых персонажей (кроме Мягкова и Покровской, в новых мхатовских «Мещанах» замечательно играет «маленького человека» Перчихина Владимир Краснов, обнаруживая родство своего героя и с гордыми людьми Достоевского, и со смиренными или только на время присмиревшими праведниками и «чудиками» Шукшина и Вампилова), против обычного, играют не на удачу – наоборот, подчеркивают несообразность «слагаемых» и «суммы», целого и частей. Происходит это из-за того, что мысль режиссера не формализована, вернее, форма эта в каждую следующую минуту меняется, из-за чего пьеса дробится, рассказ становится осколочным, сбивчивым, семейная история с эпическим «прищуром» уподоблена мелькающим ярким кадрам (длиной – без малого четыре часа).

Форма, удачно подходившая к таким же пунктирным сюжетам и рваным ритмам «новой драмы», проигрывает, наталкиваясь на совершенно ясный и стройный рассказ молодого Горького. Можно по-разному трактовать Бессеменова, Тетерева и даже Нила (у Товстоногова, к примеру, Кирилл Лавров играл его не положительным пролетарием, а скорее глянцевым бездушным пустозвоном), но невозможно игнорировать развитие образов, движение сюжета, имеющего – в отличие от многих «новых драм» – завязку, кульминацию и развязку.

Серебренников в Горького не верит. Не верит в его способность захватить внимание публики и держать его в течение нескольких часов, да даже и минут. Он расцвечивает пьесу дополнительными эффектами: переносит время действия примерно на полвека вперед, актуализирует и шаржирует интонации (разнообразные фонетические отклонения – еще одна непременная составляющая «новой драматургии»), выводит на сцену экзотических испанских донов, актеров «народного театра», и одетых в черное старух, перекочевавших в «Мещан» прямиком из серебренниковского же «Пластилина».

Серебренников занимает в спектакле хороших актеров, но не доверяет и им. То есть доверяет, но проверяет: «в помощь» актерам – живой оркестр, «Пан-квартет», который сидит прямо на сцене (музыканты то подолгу сидят без дела на глазах у публики, то используются «на подхвате»).

Наконец, для зрителя с опытом в спектакле тут и там разбросаны многочисленные вольные или невольные цитаты из Някрошюса (вроде «белых пятен», затмевающих глаза Татьяны; ее же попытки «законсервировать» в кувшине для умывания произнесенные Нилом слова про любовь), Уилсона (расцвеченные ярким монохромным светом, а затем медленно «выцветающие» задники), из знаменитых «Мещан» Товстоногова, которых Серебренников будто бы посмотреть не успел. Только у Товстоногова моль ловили, кажется, в начале спектакля, а у Серебренникова эта пантомима отложена на финал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
424
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
481
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
427
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
467

Другие новости