0
1540
Газета Культура Интернет-версия

09.06.2004 00:00:00

Большая история для самых маленьких

Евгения Тоцкая

Об авторе: Евгения Тоцкая - театральный критик.

Тэги: петербург, фестиваль, арлекин


Сегодня проводить фестивали необыкновенно модно. Это и способ себя показать, и возможность на других посмотреть. Причем мода эта не только российская. Мы в данном случае даже слегка в хвосте мирового фестивального движения. Есть и театры, которые существуют от фестиваля до фестиваля, создавая спектакли именно с расчетом поразить коллег и начать плавное передвижение по миру из одной точки в другую. Такие спектакли и такие фестивали привлекают внимание профессионалов, но, как правило, остаются без внимания зрителя. Зритель такого рода фестивальному движению, строго говоря, не нужен. Его интересы здесь вовсе не главные.

Фестиваль «Арлекин» задумывался и создавался совсем с другими целями. И по мнению Александра Петрова, художественного руководителя «Зазеркалья», и по мнению его коллег, приглашенных на фестиваль, детский театр переживает сегодня определенный кризис. К их точке зрения следовало бы добавить, что не только детский, однако «Арлекин» во главу угла ставит проблемы искусства для детей, прекрасно осознавая, что происходящее сегодня в детском театре определяет, каким будет завтрашний зритель как таковой.

Для детей же ныне работать непрестижно и невыгодно. Советская система поддержки искусства, обращенного к ребенку, рухнула. Новой не возникло. Для того чтобы поставить хороший (читай – конкурентоспособный) спектакль для детей, сил приложить и средств затратить нужно не меньше, а часто и больше, чем работая для взрослых. Детский зритель, с одной стороны, гораздо более искушен благодаря телевидению, а с другой – невероятно категоричен и не готов прощать дядям и тетям, играющим на сцене, никакой фальши. К тому же ситуация внутри театрального цеха сложилась такая, что славу и известность режиссеры и артисты обретают, работая для взрослых.

Создатели фестиваля «Арлекин» попытались сформулировать и попробовать претворить в жизнь механизмы, которые позволили бы поднять в глазах художников престижность постановки именно детских спектаклей. Это проблема не только внутрицеховая. В ней не может быть не заинтересовано общество как таковое. Если оно, конечно, думает о своем будущем.

Свой первый фестиваль «Арлекин» провел как пилотный. Строгого отбора спектаклей-участников не было. Задача состояла в другом: показать реальную картину сегодняшнего состояния детского театра – и драматического, и музыкального. Театры обеих столиц представляли Московский детский музыкальный театр им. Н.И. Сац с «Русалочкой», «Зазеркалье» со «Сверчком на печи» и «Финистом Ясным Соколом», Театр Ленсовета, показавший работу «Кролик на Диком Западе», ТЮЗ им. А.А. Брянцева с «Очень простой историей» и питерский театр «Комедианты» со спектаклем «Ехала деревня мимо мужика». Из российской провинции на «Арлекин» были приглашены: «Каштанкины сны» Мичуринского драматического театра, «Маугли» Рязанского театра для детей и молодежи, «Маленький принц» Вологодского ТЮЗа и «Лови удачу, Жеспер!» Орловского театра для детей и молодежи. Несмотря на отсутствие экспертного совета (дирекция фестиваля выбирала спектакли по своему усмотрению), программа «Арлекина» оказалась очень интересной. В ней не было представлено откровенно провальных работ. А «зазеркальный» «Финист», спектакль «Комедиантов», мичуринская и вологодская работы могут быть смело включены в репертуарную афишу любого фестиваля, даже с самыми строгими критериями отбора.

Программа «Арлекина» показала и главную проблему сегодняшнего детского театра – он проигрывает именно тогда, когда начинает состязаться на территории противника, с телевизионными шоу и голливудской анимацией. В данном случае лучшее, что может предложить театр – живое сиюминутное общение, – теряется по дороге, а слабая техническая оснащенность и актерская неготовность к подобным сценическим экспериментам превращает подлинное в суррогат.

«Арлекин» замышлялся не только как фестиваль. В перспективе (уже в следующем году) по его итогам лучшему детскому спектаклю страны будет вручена одноименная национальная премия. Предполагается, что это будет не только миниатюрная скульптура, созданная замечательным петербургским ювелиром Андреем Анановым, но и денежный грант, который театр-лауреат сможет потратить на создание нового детского спектакля.

На открытии фестиваля Александр Петров объявил, что первый «Арлекин» будет вручен и в этом году. Имя этого человека создатели фестиваля определили для себя в тот момент, когда замышлялась национальная премия. Их выбор был единственно верным. Зиновий Яковлевич Корогодский, чье имя связано с блистательными десятилетиями ленинградского

ТЮЗа, режиссер-легенда, многие спектакли которого и сегодня по прошествии многих лет кажутся абсолютными шедеврами, не мог не быть единственным претендентом на первую национальную премию в области детского театра. Равного ему не было долгие годы, нет и сейчас. По иронии судьбы Зиновия Корогодского хоронили в день открытия «Арлекина». Ирония судьбы┘ или благословение. Время рассудит. Хочется верить во второе, дело придумано и начато благое. Не только для тех, кто делает театр, но и для тех, кто его смотрит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
425
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1803
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2179
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1792

Другие новости