0
840
Газета Культура Интернет-версия

25.10.2004 00:00:00

Визит царевны

Тэги: экспозиция, воробьевастебельская, маревна


экспозиция, воробьева-стебельская, маревна Маревна. Друзьям с Монпарнаса посвящавется.

Она вовремя уехала. Никому не известная Мария Воробьева-Стебельская вернулась на родину состоявшейся Маревной посмертно. Впервые на территории бывшего Союза открылась выставка русской художницы, проведшей свою жизнь за границей.

В начале десятых годов двадцатого века ученица Строгановского училища оказалась в Париже и попала, что называется, под влияние окружающей среды. Но и там обнаружилась завораживающая индивидуальность Маревны. Мария привезла это прозвище из Италии. «Буревестник революции», который ей встретился на Капри, углядел в чернобровой блондинке с прозрачными глазами «морскую королевну». Или же вспомнил русскую сказку про Марью-Маревну и Кощея Бессмертного.

Там же, в Париже, Маревна знакомится с Диего Риверой. Ее далекая от классических канонов красоты внешность в сочетании с обаянием, живостью и эпатажем напоминает о другой художнице, Фриде Кало. После романа с уплывшим в 1921 году в Мексику Риверой осталась дочь Марика, которая через много лет нарисует портрет матери опять же в стиле автопортретов Кало.

Большинство работ московской экспозиции собрано из частных коллекций, остальные – из женевского музея Пти Пале. Творческий расцвет начался у Маревны, разменявшей шестой десяток. Отчасти это обусловлено общим настроением Европы в преддверии войны; ее картины, они же источники дохода, плохо продавались. Тем не менее она не переставала их писать, хотя впоследствии пришлось зарабатывать росписью текстиля в угоду домам мод.

Вероятно, ее можно назвать единственной, кто сохранил особенности так называемой Парижской школы, чтобы воплотить их потом, к середине прошлого века. Ранние работы – «Солдат и женщина в противогазах» 1914 года, «Автопортрет с натюрмортом» 1917-го – молодежное увлечение популярным кубизмом. Со временем художница смягчает его формы, смешивает с пуантилизмом (техника создания рисунка точечными мазками), параллельно обращается к рафинированному стилю того и другого. «Уравновешенная» геометрия приглушенных цветов и пастельных тонов «сахарная крошка» пуантилизма – из нескольких десятков картин на выставке почти равное количество произведений в двух разных жанрах.

Маревна. Плакальщицы на зеленом. 1954 г. Фото предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

Среди многочисленных портретов выделяется изображение взрослой дочери. Слегка граненное кубизмом лицо – темная Марика в молочной чалме и красно-квадратном свитере. Однако на первом плане знаменитый триптих «Друзьям с Монпарнаса посвящается». Спустя много лет Маревна вспоминает на холсте близких ей людей. Вот совсем молодые Эренбург, Модильяни, Сутин, Кислинг, Ривера и сама художница с дочерью-подростком. Следующая картина примерно того же времени – 60-х годов, – уже полная возрастная противоположность. В квадраты складываются поседевшие Шагал, Пикассо, Леже, снова Эренбург и Ривера – кто с книжкой, кто с трубкой и кошкой, кто с газетой, кто с голубем, кто с поднятой рукой. В центре третьей – Горький с Маревной в окружении Сутина, Волошина, все того же Эренбурга и Цадкина, растягивающего гармонику.

Маревна продолжала рисовать почти до самой своей смерти в 1984 году. На ее фотографиях уже последних лет – это улыбчивая старушка, все в тех же, как и в молодости, экстравагантных драпировках, среди мольбертов, внуков, кошек и собак, так и не успевшая превратиться в уставшую от жизни посредственность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1585
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4032
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2232
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2512

Другие новости