0
824
Газета Культура Интернет-версия

26.01.2007 00:00:00

Коварный мoлодец Брехт

Тэги: калягин, et cetera, театр, брехт


калягин, et cetera, театр, брехт Владимир Федорович Колязин – театральный критик, старший научный сотрудник НИИ искусствознания.

Ставить молодого Брехта – выигрышное дело! Драматург пока не сдерживаем никакими предписаниями строгого разума, узревшего рациональное спасение гибнущего человечества в заповедях марксизма, – тут тебе и витальный анархизм, и как будто бы уже все элементы эстетики будущего эпического театра налицо. Так что молодой режиссер вскочил на удачливого конька, на которого до него в России никто не садился («Барабаны в ночи», вторая пьеса Брехта, восходящая к революционным событиям в Берлине и Мюнхене и посвященная им своей возлюбленной и первой жене Би, никогда у нас не шла). Другое его везение в том, что под его рукой оказались неограниченные возможности театра Александра Калягина, столь расположенного к молодым да горячим головам.

И девственно чистая вся нараспашку сцена с ее чудесами (машинерия ходит, как часики, и та, что внизу под сценой и на ее планшете, и та, что под колосниками), и огромный, с колокольный звон, глобус по сцене раскачивается волнующе-тревожно, как у Феллини, и вереница накрытых столов (один с золотыми ножками, а далее черненый металл хайтека) ползет по сцене телеграфной лентой, скручиваясь затем хитроумно ужом, исправно, как из паровозной трубы, подаются пары-дымы из пришпиленных к кулисе свистулек. Поражают воображение знаки сценического конструктивизма: мрачная колодец-шахта с бегающим вверх-вниз мини-подъемником, жилище-модуль внизу и толстая вертикальная труба-балка.

Персонажи не раз глядятся в подобие увеличительной линзы, которая когда-то ставилась перед первыми ТВ-приемниками. Это, пожалуй, единственный способ глубокого глядения на дно души в спектакле – больше туда глядеть некогда и как бы незачем. В качестве главного приема режиссером избран однообразный быстрый темп речи, некий постоянный стрекот, исключающий индвидуализацию. Да, в этом и заключается способ брехтовской критики этих приземленных мещан и буржуа, но он требует мощного, диксовского или гросовского масштаба, гротеска. Обучить русского актера столь характерной острой манере игры непросто, но можно; видимо, времени для этого у молодого режиссера не хватило. Получилось: и ни индивидуализации, и ни гротеска. Наиболее отвратительная фигура для Брехта, конечно, Балике – прообраз будущих мещан его свадебок да войн. Игорь Арташонов, у которого явные проблемы с голосом, подменяет гротеск кривляньем, типаж буржуа, едва вставшего с колен после войны, смешан с типажом щеголеватого конферансье будуара. Точно так же в жанре плоской карикатуры остается и Николай Молочков (Мурк).

От сцен с малоприметным, глубоко затаившим свою жизненную песню Краглером (Валерий Панков) ждешь многого. Вот балаганом промчалась по кругу орава ошеломленных его возвращением из мертвых мещан. Однако сцена Анны (Наталья Ноздрина) с Краглером на покатом столе поражает вялостью, отсутствием категории настроения (думаешь: и это играют ребята, сверстники которых воевали и гибли в Чечне? Куда уходит наш непосредственный социальный опыт и владеем ли мы им вообще?).

Обрисовка во втором акте дна, мещанской камарильи, так прекрасно расположившейся в супермодном модуле и посасывающей водяру из общей бутыли над головой, гораздо ближе к желаемому пику гротеска. Простота перелицовки мещанина (от псевдореволюционера к анархисту или секс-символу) разительны и оскорбительны для человека. Его всезнайство (от «Интернационала» и шимми до «Травиаты») беспредельно. Тут видится и некий современный мотив, и понимание того, что семена эрдмановской критики глубоко проросли в нашем театре. Если всмотреться в то, что – в перспективе роли – делает Валерий Панков, то можно заметить, что его Краглер решает проблему выбора на сопротивлении брехтовскому революционному пониманию: его Краглер в финале решает идти путем одиночки, и вовсе не бессовестным путем, ибо во времена мирные таким и должен быть путь нормального человека, имеющего право на жизнь и счастье.

Видно, что от Уланбека Баялива в будущем нам придется ожидать многого. Но слишком много искусства и слишком мало открытой боли, опыта жизненных страданий в этой постановке молодого режиссера, скажем мы еще раз в финале. Когда твой сын возвращается с – поганой, настоящей, а не бумажной – войны со впечатанными следами автоматной очереди на бедре и с неизлечимым синдромом усталости от жизни, на ситуацию Краглера не станешь смотреть слегка отчужденным глазом. А что, если это притча? Тогда она должна содержать четкие, не абстрактные актуальные намеки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2175
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3249
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2550
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2559

Другие новости