0
2352
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2007 00:00:00

Очарованный странник

Тэги: гульд, фестиваль, музыка, искусство


Мини-фестиваль под названием «Глен Гульд: 50 лет спустя», посвященный круглой дате с момента единственных гастролей великого пианиста в СССР, прошел в Москве.

Несколько мероприятий были объединены одной идеей – еще раз представить масштаб личности Глена Гульда – пианиста неординарного, перевернувшего представления об интерпретации не только в Советском Союзе, но и во всем мире. 50 лет спустя после первого знакомства российской публики с неизвестным молодым пианистом из Канады в Москве вышла очередная книга, посвященная Гульду, и ее презентация прошла в рамках фестиваля: издательство «Классика-ХХI» выпустило исследование канадского музыковеда Кевина Баззаны «Очарованный странник. Жизнь и искусство Глена Гульда».

Режиссер Бруно Монсенджон, снявший не один фильм о музыкантах (в их числе ленты о Святославе Рихтере и Геннадии Рождественском) лично комментировал свои картины о пианисте – четырехчастную «Глен Гульд: Алхимик» и «Глен Гульд. Вне времени». Наконец, Центр современной музыки Московской консерватории и ансамбль «Студия новой музыки» (художественный руководитель Владимир Тарнопольский) приготовил интересную концертную программу, которая неискушенным знатокам творчества Гульда могла бы показаться странной. Но только на первый взгляд. Нашлось в ней место для пианистов, даже целых двух – Тигран Алиханов исполнил сонату Берга и фортепианные пьесы Дьердя Куртага, а профессор университета Карлтон Жан Демаре – опусы Веберна (Вариации ор. 27) и Шенберга (пять пьес ор. 23). И даже открыло концерт сочинение Баха (Фуга из цикла «Искусство фуги»), но в переложении Веберна для камерного оркестра.

Акцент или даже перевес в сторону новой музыки здесь не случаен. Дело в том, что кроме двух концертов, потрясших московских (а затем и ленинградских) любителей классической музыки и профессионалов, в обеих столичных консерваториях прошла встреча пианиста со студентами, где первый познакомил последних с новыми тенденциями западной музыки, в том числе и с сочинениями композиторов новой венской школы (Шенберга, Берга и Веберна). И даже озвучил мысль, которая в Советском Союзе могла показаться по меньшей мере крамольной, – о том, что к своим трактовкам Баха пианист пришел во многом через новую музыку. И это, заметим, в Москве 50-х годов – когда даже «Петрушка» Стравинского был под запретом и партитуру этого сочинения студентам выдавали в читальном зале консерватории только после того, как они соберут энное количество подписей. Поэтому звучание Фуги Баха в веберновском переложении символично, поскольку Веберн, не изменив в сочинении Баха ни ноты, одной своей оркестровкой совершил переворот в композиторском мышлении и открыл дорогу к новым берегам современной композиции.

В заключение концерта слушателей ждал сюрприз – перед исполнением Пассакалии Веберна из динамиков вдруг раздался голос Гульда с той самой встречи со студентами и преподавателями консерватории: пианист рассказывал о веберновском опусе и играл фрагменты из него.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
492
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
433
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
396
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
437

Другие новости