0
1335
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2008 00:00:00

Всё остается по-старому

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Хэппи-энда не будет. Сцена из спектакля «Хозяйка гостиницы».
Фото Михаила Гутермана

Премьеру «Хозяйки гостиницы» Театр сатиры анонсировал, кажется, с прошлого лета. Можно было предположить, что на нее театр делает ставку, как и на режиссера Ольгу Субботину, до того успевшую выпустить спектакль на малой сцене – на «Чердаке Сатиры».

Вообще-то Ольга Субботина, как и многие ее ровесники, ворвавшиеся шумно, но как-то скоро поубавившие в задоре и революционности своих затей, начинала с «новой драмы». Это она без малого десять лет назад первой поставила у нас Марка Равенхилла, его пьесу «Шоппинг & Факинг», потом ставила братьев Пресняковых, одной из первых бросилась в омут шоу-бизнеса, став постановщиком рок-фестиваля «Нашествие» и чего-то еще в том же духе. Но одновременно – брала, можно сказать, уроки мастерства, работая вторым режиссером с Петером Штайном на «Гамлете», с Декланом Доннелланом – на «Борисе Годунове». Одно перечисление не оставляет сомнений: перед нами – мастер, которого не страшно пустить в свой дом.

Несколько лет назад на «Чердаке Сатиры» Субботина поставила пьесу Ксении Драгунской «Яблочный вор» и после того, отработав в «тестовом режиме», была допущена на большую сцену. Народные – отдыхают, площадку отдали молодому поколению и молодому пополнению (среди занятых в спектакле актеров двое, Елена Ташаева и Иван Михайловский, только-только влились в труппу Театра сатиры). Из мэтров – Нина Корниенко, которая, можно сказать, раскурочивает в этом спектакле когда-то естественную и понятную и успешную для нее роль актрисы-субретки. И – Федор Добронравов, приход которого в Сатиру иначе как счастливым случаем не назовешь. Он держит, ведет репертуар.

Что еще сказать? Сперва – о недостатках. Хотя лучше все-таки – перемежая плохое и хорошее. Во-первых, спектакль короткий, без антракта – в девять уже закрывают занавес. И редкий случай – отсутствие хеппи-энда как-то не на шутку удручает: жаль, что между женоненавистником Кавалером Р. (его-то и играет Добронравов) и хозяйкой гостиницы Мирандолиной (Светлана Антонова) так ничего толком и не сложилось. И как-то даже обидно, что придется ей коротать жизнь с малосодержательным слугой Фабрицио (Станислав Николаев). Он, конечно, мачо, но, увы, никаких дополнительных возможностей и талантов за весь спектакль представить ему не позволили... Коротко, да, но все-таки не захватывает, вернее, местами захватывает. Но только местами.

Гольдони, к чему успели нас приучить сперва Константин Райкин, а затем – тяжелой, а вернее, чрезвычайно легкой артиллерией – Джорджо Стрелер, – Гольдони требует и позволяет быть чрезвычайно изобретательным, фонтанировать выдумкой. В премьере Сатиры этой самой выдумки немного. Что-то в общих чертах. В одном радиоинтервью накануне премьеры Ольга Субботина говорила о том, что Мирандолина у нее вполне современная бизнес-леди. «Сегодня в новом русском обществе особенно остро стоит тема эмансипированной женщины, – сказала Субботина. – На ней лежат тяжелое бремя и огромная ответственность. И все же она выбирает эту непростую долю, порой жертвуя женским счастьем и любовью. И в результате, как правило, остается одна, как и наша Мирандолина». В спектакле этот взгляд, этот подход решается одними внешними характеристиками: все, не только Мирандолина, ходят в более или менее современных и более или менее экстравагантных платьях (художники – Владимир Мартиросов и Анастасия Глебова), а Мирандолина – строго и просто, как положено современной деловой женщине. Юбки – миди, плечи – закрыты, никаких легкомысленных декольте.

Надо сказать, что у Добронравова – поразительное чувство смешного, и, в общем, его игра стоит того, чтобы сходить и посмотреть эту премьеру. Увы, говорить о других характерах почти не приходится. Это даже обидно. Хотя еще одно существенное достоинство в спектакле имеется. Все-таки ставить «Хозяйку гостиницы», не имея хозяйки, глупо. А тут она есть. Говорят, что Светлана Антонова успела поиграть в сериалах, в кино. Может быть. Тем более – значит, хорошая актриса, поскольку с таким бэкграундом сумела сохранить профессию.

Важно, чтобы в центре такого спектакля была актриса, во-первых, красивая, во-вторых, интересная. Так просто, но одновременно – большая редкость. Антонова – как раз такая. И хотя очень трудно пока понять, что же на самом деле думает ее Мирандолина, в какой мере она играет с Кавалером, в какой – всерьез им увлечена, что она думает о гостиничном бизнесе и его развитии во вверенном ей заведении (все это – те частные вопросы, которые ставит пьеса Гольдони, без их решения поставить ее нельзя, то есть можно, конечно, но без особого успеха), – все равно, все равно она заслуживает похвал. Во-первых, потому, что даже безо всего этого увлекает. Во-вторых, в ревнивую игру Кавалера, Маркиза, Графа и Фабрицио к концу спектакля ей удается увлечь и зрителей. Она не выбирает никого. Это вроде бы плохо, но... именно это оставляет шанс – ура, она по-прежнему свободна!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
489
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
574
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
500
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
552

Другие новости