0
993
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2008 00:00:00

Живи и царствуй

Тэги: театр, премьера, мольер


театр, премьера, мольер Леандр (Александр Голубков) и Скапен, его слуга (Александр Никулин).
Фото Михаила Гутермана

«Плутни Скапена» – так называется первый спектакль, который в Театре на Малой Бронной поставил новый худрук Сергей Голомазов. Месяцы, потраченные на репетиции, видны невооруженным глазом: танцуют, поют, прыгают, бегают актеры, можно сказать, на славу. На какие-то более серьезные открытия в пьесе Мольера времени, судя по всему, уже не хватило.

Ради непритязательного удовольствия всё это, судя по всему, и затевалось. Одна растяжка над Тверским бульваром чего стоит! Строгий транспарант спрашивает проходящих и проезжающих что-то о жизни, в смысле: хочешь жить – иди в Театр на Малой Бронной и смотри там «Плутни Скапена». Для режиссера, в отношении которого до сих пор чаще всего первым делом говорили – интеллигентный, надо признать, неожиданный рекламный шаг. Судя по афише, в ходе репетиций Сергей Голомазов какое-то время выбирал – в списке исполнителей на главную роль Скапена обозначен актер и бизнесмен Александр Самойленко. Играть он не будет, в последний момент решили отказаться от приглашенной звезды, посчитав, что и свой человек, заслуженный артист России Александр Никулин с режиссерскими задачами справился. С режиссерскими и рыночными – сегодня же любая премьера – это, конечно, и художественный, но в первую очередь рыночный продукт.

С рынком, думается, проблем не будет. То есть умелый менеджмент, профессиональная рекламная кампания должны решить одну из главных, можно сказать – сущностную проблему Театра на Малой Бронной – вернуть в театр публику. Действие музыкальной комедии чрезвычайно стремительно, пауз почти нет, если, конечно, не считать таковыми частые музыкально-танцевальные включения, с сюжетной точки зрения никакой нагрузки не несущие. Так что чуть ли не единственная их задача – взбодрить публику и продемонстрировать слаженность танцевальных ансамблей в исполнении студентов Российской академии театрального искусства. Что же, учат в ГИТИСе вправду хорошо (отдельное спасибо музыкальному руководителю спектакля Аиде Хорошевой и балетмейстеру Алексею Фроленкову).

Другое дело – художественные достоинства. Вещь эфемерная, разумеется. То, что одному кажется победой, другой расценивает как неудачу и измену хорошему вкусу. Зал на премьере был полон, то и дело откликался аплодисментами, а то и криками «браво» – прямо посреди спектакля, не дожидаясь конца. Техническая изощренность – налицо: Марина Орел, которая играет Гиацинту, дочь Жеронта, влюбленную в Леандра, летает на резиновых жгутах, как птица... Лодка туда-сюда то выезжает, то съезжает со сцены, снег – из люка метелит, сверху летят мыльные пузыри... Стрелеру хватило бы и чего-то одного, а тут – всё сразу. Самое, пожалуй, обидное, когда видишь какой-то особенно забавный трюк и... узнаешь его. Наверное, зрителей в Москве вправду много и пересечения – редки, но если кто-то видел недавнюю премьеру Голомазова в Театре Ермоловой, «Двенадцатую ночь», то будет несколько раздосадован, заметя какие-то пересечения (в частности, снег, который откуда ни возьмись – в Неаполе! – начинает задувать на сцену из люка).

Авторские повторения, конечно, не возбраняются и уж тем более ненаказуемы, однако можно по этому поводу рассказать старую одесскую байку. Про Райкина, который на следующий вечер попытался повторить вчерашний трюк. Публика не среагировала, и маленький одесский мальчик встал и сказал: «Товарищ Райкин, вчерашняя хохма – уже не хохма!»

Если говорить об актерах, то, пожалуй, придется признать, что мастерство – то, без чего комедия, особенно, конечно, такая, легкомысленная, мольеровская, комедия, которая еще не порвала связь с площадными фарсами, просто-напросто тухнет. Одной яркой краски, как у Арганта – Александра Макарова (он почти бездвижен и только качается, как китайский болванчик), явно недостаточно. И куда более жизнеподобный Жеронт (Виктор Лакирев), конечно, выигрывает на общем ярком, но одновременно бесцветном фоне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
580
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2201
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2657
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2222

Другие новости