0
1109
Газета Культура Интернет-версия

11.06.2008 00:00:00

Дефлораторы оперы

Тэги: мариинский, опера


В специально придуманной для Шнурова роли ударившегося в мемуары старого Бенвенуто Челлини Шнуров выступил на втором спектакле премьеры одноименной оперы Берлиоза на фестивале «Звезды белых ночей».

Впрочем, хулиган Шнуров стал главным объектом притяжения в единственной в России постановке «Бенвенуто Челлини» только для трети зрителей. О том, что на сцене Мариинского окажется любитель ненормативной лексики, стало известно лишь накануне спектакля: для большинства он стал настоящим чертом из табакерки. Другая треть была заинтересована в маэстро Лео Гуссене за пультом – госте фестиваля, дирижере, приглашенном на ряд событий мини-фестиваля французской музыки. Третья же часть пришла в зал явно из любопытства, наслушавшись за год о скандальных деталях режиссуры Бархатова. Наконец, была и толика тянувшихся к прекрасному – редко звучащей музыке Берлиоза. В Концертном зале Мариинского театра премьеру «Бенвенуто Челлини» в постановке молодого и плодовитого режиссера Василия Бархатова увидели год назад. Тогда обошлось без именитого Шнурова, но поводов ахать и охать хватило. В желании накачать актуалитетом хронически и безнадежно устаревший сюжет почти никому не известной в России оперы Берлиоза молодому да раннему режиссеру на помощь пришел питерский глянец, сегодня добравшийся уже и до Москвы, – журнал «Собака». Воинствующе гламурный орган тогда информационно поддержал премьеру. Однако все фишки, задуманные Бархатовым вместе с художником Зиновием Марголиным, были нацелены на осмеяние максимального числа атрибутов этого гламура. Эстетика глянца с очевидным, даже несколько болезненным остервенением была доведена до абсурда, ближе к финалу заткнув собой все щели зрительского восприятия – до передоза. Среди дефлораторов оперного целомудрия были и ослепительные витрины модного бутика с драгоценностями разных марок-конкурентов – Бальдуччи, Феррамоска, Челлини, – и парад разновозрастных «мисс Красота», и настоящие фокусы местного иллюзиониста, и два больших белых зайца, в которых обрядились главные герои. Источником такого антигламурного вдохновения послужила профессия Бенвенуто Челлини – ювелирное дело. А также безумно авантюрный дух знаменитого ренессансного скульптора. Этот же дух, которым несколько односторонне проникся режиссер, подвигнул Василия Бархатова пригласить к участию в крутом оперном проекте и Сергея Шнурова. Как позже прокомментировал ситуацию рок-шансонье, «Мариинский театр и группа «Ленинград» занимаются абсолютно одним и тем же делом – расширяют границы сознания». Легко! К счастью публики, представитель неакадемического жанра в опере не пел, а только декламировал. Для него по автобиографической прозе Челлини драматург Наталья Скороход написала чтецкую партию – роль занудствующего состарившегося, на комментарии-воспоминания которого естественный бег музыки регулярно прекращался. Сшитый в мастерских Мариинского театра черный фрак, в котором Шнура редко где увидишь, разве только на церемониях, превращал певца-эпатажника в лектора-резонера с фирменной хрипотцой и не всегда разборчивой артикуляцией. Драматические потенции в силу очевидной скромности «эстрадника» на большой оперной сцене тоже до искомого уровня недобирали: нельзя сказать, что поприкалываться вышел, но до «следа в истории» было далеко. Хотя главная цель режиссера – малость урезонить пафос музыки Берлиоза – была достигнута. Опера превращалась в музыкально-литературную композицию. Свой выбор не по годам мудрый режиссер объяснил: «Я никого не эпатирую, просто мне кажется, что по-другому это произведение сейчас читать просто бессмысленно». Ему, моднику-конъюнктурщику, виднее. Слова – словами, но первые строчки в теленовостях Мариинскому театру были обеспечены. А теперь о самом важном – оперные солисты и оркестр в тот вечер как нарочно были на очень высоком уровне.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
325
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
365
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
322
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
359

Другие новости