0
1283
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2009 00:00:00

Соло велосипедиста

Тэги: фестиваль, моцарт, зальцбург


фестиваль, моцарт, зальцбург Мицуко Ушида. Заслуженный триумф.
Фото предоставлено организаторами фестиваля

Ежегодный форум, посвященный дню рождения Моцарта, завершился в его родном городе. За 10 дней здесь состоялось 25 концертов. В них принимали участие девять оркестров, четыре ансамбля, 10 дирижеров и свыше 40 солистов международного уровня. Среди полусотни исполненных опусов Моцарта были хоровые сочинения, симфонии, сонаты, концертные арии, камерные ансамбли, не хватало разве что оперы (именно с нее начнется следующая Неделя Моцарта). Второй важной главой программы была музыка Гайдна, третьей – творчество наших современников, таких как Пьер Булез, Дьердь Куртаг и Эллиот Картер.

Три года назад мир пережил 250-летие со дня рождения Моцарта, обернувшееся бессовестной эксплуатацией не только наследия композитора, но и вообще всего, прямо или косвенно связанного с его фигурой. Впрочем, Зальцбург живет этим из года в год, успешно торгуя кепками, футболками, конфетами, пирожными, шоколадками имени гения наряду с его сочинениями. Придя в себя после юбилея, руководство Недели Моцарта решило перенести акцент с музыки Вольфганга Амадея на диалог между нею и более поздними эпохами.

Следующим двум фестивалям сопутствовал дух эксперимента, а их программы читались как увлекательная книга – и еще более захватывающе звучали: с Моцартом соседствовали Шенберг, Булез и Берио, в другой раз – Барток, Лютославский и Мендельсон, в третий – Гайдн, Хартман и Веберн. Подобные вечера стали фирменным блюдом зимнего форума, однако в этом году их гораздо меньше – рамки эксперимента решили ограничить. Во-первых, отмечается 200 лет со дня смерти Гайдна, чьим сочинениям посвящалась значительная часть афиши, во-вторых, Неделя Моцарта – не то же самое, что «Моцарт и современность». Поэтому не менее половины концертов были отданы только произведениям Моцарта и Гайдна.

За двух великих венских классиков отвечали в первую очередь дирижеры, мастера аутентичного – точнее исторически корректного – исполнения: Марк Минковски, Рене Якобс, Николаус Арнонкур, Айвор Болтон. Минковски, отмеченный «Золотой маской» за московскую постановку «Пеллеаса и Мелизанды» 2007 года, обратился к Моцарту не так давно, выпустив на CD две последние его симфонии. Как показала запись (и особенно последующие концертные исполнения), после Минковски слушать другие интерпретации практически невозможно – настолько нов и свеж его Моцарт, в том числе заезженная Сороковая. С таким же огнем Минковски и «Музыканты Лувра» играли на этот раз оркестровые серенады Моцарта. Одна из них, носящая подзаголовок «С почтовым рожком», обернулась сюрпризом: в предпоследней части на сцену выехал виртуоз почтового рожка – на велосипеде и в куртке почтальона. Играя соло и держа инструмент одной рукой, другой он невозмутимо раздавал почту коллегам и публике в первом ряду.

Помимо Моцарта и Гайдна у форума были еще два героя, игравшие, впрочем, более скромную роль: 83-летний Пьер Булез и 38-летний Матиас Пинчер. Булез, дирижер и композитор, один из самых ярких и влиятельных музыкантов в мире, – украшение любого фестиваля. Менее очевидным показался выбор другой фигуры – в поколении Пинчера есть и более интересные авторы, а среди его сочинений для фестиваля были отобраны отнюдь не самые яркие. И если один из концертов прошлой Недели Моцарта, где играли Моцарта и Веберна, заставлял слушать музыку обоих с особым вниманием, то нынешний вечер Моцарта и Пинчера невольно подчеркнул некоторую искусственность сочинений второго на фоне гениальной простоты первого.

Зато в программе, которую Булез представил как дирижер, музыка Пинчера была исключительно уместна: отказавшись от Моцарта, Булез предложил сравнить сочинения композиторов трех поколений – Пинчера, свое собственное и живого американского классика Эллиота Картера, недавно отметившего столетие. Пьеса Пинчера для контрабаса, трех виолончелей, ансамбля и живой электроники не уступала в изобретательности опусам его старших коллег, хотя и произвела менее сильное впечатление. По крайней мере 45-минутная Derive 2 Булеза показала, что и без привлечения электроники можно добиться столь же удивительных, притом более гармоничных, созвучий. Наряду с этим поздним сочинением Булеза прозвучал и один из первых его опусов – цикл фортепианных миниатюр «Нотации» в исполнении пианистки Мицуко Ушида. Она была специальным гостем фестиваля, и ее сольную программу, где сочетались Моцарт, Булез, Бах, Куртаг и Шуберт, можно вспоминать целый год – до следующей Недели Моцарта.

Зальцбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
294
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
213
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
318
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
355

Другие новости