0
851
Газета Культура Интернет-версия

19.04.2010 00:00:00

Быть "Симоном Бокканегрой"

Тэги: берлин, опера, премьера


В берлинской Штаатсопер завершился показ восьми премьерных спектаклей оперы «Симон Бокканегра» Верди. В следующий раз постановка вернется на эту сцену не раньше, чем через три года: на время трехлетней реставрации театр переедет в Театр Шиллера (Schiller Theater), что в Шарлоттенбурге на улице Бисмарка.

Впрочем, в основное здание Штаатсопер на Унтер ден линден еще можно успеть попасть не один раз: до июня этого года в его афише заявлено много интересных событий. Заглавную партию в первых премьерных спектаклях «Симона Бокканегры» в октябре минувшего года спел сам Пласидо Доминго, ознаменовав очередной этап своей карьеры переходом из тенорового в баритоновое амплуа. В этой же опере певец в свое время выступал как тенор – в единственной теноровой партии молодого генуэзского патриция Габриеля Адорно. Тогда он не думал, что когда-нибудь захочет выступить и в заглавной роли, но, начиная с 2005 года стал все чаще говорить о партии Бокканегры, а мечты Пласидо, как правило, сбываются, и он, конечно же, спел ее, дебютировав с большим успехом в берлинской Штаатсопер. Если бы не мартовская операция на кишечнике и наступивший вслед за ней восстановительный период, Доминго, возможно, исполнил бы эту партию и в двух последних спектаклях премьерного блока. Вместо него внимание к себе интеллигентно приковывал польский баритон Анджей Доббер, пользующийся надежной репутацией вердиевского певца. На поклонах зал встретил поляка страстной овацией. Доббер в отличие от Доминго – бесспорный баритон и получил высокую оценку публику, прежде всего, за вокальную составляющую роли. Его сдержанный психоэмоциональный рисунок в партии Симона уступал характеристикам Доминго, которому ничего не стоит наполнить образ своим природным романтизмом. Показалось, что постановка изначально задумывалась для участия в ней Пласидо Доминго, который плохо переносит режиссерский произвол и постановочные глупости. Созданный совместно с театром Ла Скала, спектакль режиссера Федерико Тиецци более чем традиционен, но в данном случае это традиционализм не дурно понятый, а в меру модернизированный, направленный на раскрытие музыкальной драматургии и ставящий на первое место певца с возможностью несуетного «прямого высказывания». Декорации Маурицио Бало создают здесь, скорее, символические очертания, «крупные планы» Генуи XIV века, в которых угадываются и руины, и берег моря, и стены дворца. Зато самую активную роль играет феноменальный свет работы крупного американского художника Эндрю Вайссбарда, способного волшебно играть красками рассвета, покрывать прибрежные руины ароматной пленкой водорослей, создавать ощущение саспенса. В финале, в картине смерти отравленного Симона к световому подключается еще и видеодизайн. В тот момент, когда дворцовые стены отделяются от трона, символизирующего одиночество власти и одиночество человека в момент кончины, на заднем плане появляется пучина черных вод, уводящих в мир иной. Самой же статичной частью спектакля, давшей повод соседу по партеру похрапеть, оказался мрачный Пролог, во время которого благородный пират Симон успевает узнать и о смерти своей жены Марии и становится избранным дожем Генуи. «Симон Бокканегра» – опера с сюжетом не менее запутанным и невозможным для краткого пересказа, чем «Трубадур» и дожидалась премьеры второй редакции целых 24 года после неудачной премьеры в Венеции в 1857 году. Зато в ней есть немало выигрышных сольных и ансамблевых сцен, для которых в Штаатсопер запаслись исключительным составом солистов. Главный оппонент Бокканегры – патриций Якопо Фиеско, тесть Симона предстал в блистательном исполнении итальянского баса Ферруччо Фурланетто. Партия Амелии, на которую в пару к Доминго ставят восхитительную немецкую гречанку Аню Хартерос, досталась дебютировавшей в ней молодой американке Айлин Перез. С самого начала ее красивое, нежное лирическое сопрано почему-то хотелось сравнивать с переливчатым тембром Кири те Канавы, запечатленной в этой опере в паре с Доминго на видео в постановке Джанкарло дель Монако. Сплошных комплиментов были достойны «тылы» – исполнители как бы второго плана, ни в чем не уступавшие по краскам главным героям. Молодой москвич, бас Александр Виноградов безупречно спел небольшую партию сенатора Пьетро, а главный политический злодей, канцлер Паоло получился у итальянского баритона Массимо Кавалетти настоящим исполнительским шедевром. Единственный тенор Ахиллес Мачадо в партии Габриэля Адорно до звездного часа еще не добрал, но воодушевленная берлинская публика дала понять, что оперную звезду в нем видеть готова. Главным же триумфатором оказался оркестр под управлением Даниэля Баренбойма, мастерски, с точным режиссерским прицелом музыкального драматурга раскрывшего музыкальные достоинства не самой популярной, но невероятно увлекательной партитуры Верди. 29 апреля эту постановку, но уже с участием Пласидо Доминго, Ани Хартерос и Даниэля Баренбойма можно будет увидеть в прямой трансляции из миланского Ла Скала в кинотеатре Jam Hall в Петербурге.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
318
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
358
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
316
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
353

Другие новости