0
4713
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2013 18:55:00

Девушка в шляпке, или "Старушка не спеша..."

Тэги: петрушевская


петрушевская

Петрушевскую сложно приписать к какому-то одному из портов: драматург? писатель? сказочница? или - в зрелом возрасте вдруг вспомнившая, что когда-то у неё находили голос, начавшая петь и легко, одним махом взявшая все клубные столичные "высоты". Хочется ей - поет в "Альма-матер", потом - в "16 тоннах". В Доме музыки - и там она тоже пела, везде - с неизменными своими спутниками - группой "Керосин".
Иннокентий Михайлович Смоктуновский однажды полушутя, обратясь к Ефремову, назвал его первым актером страны, а на удивленный - обращенный уже к самому Смоктуновскому вопрос, мол, а ты кто в таком случае, ответил с пониманием: я - актер космический.
Петрушевская - драматург космический, в том особенно смысле, что миру и нам открыла всю глубину советского космоса, мелочи жизни, болезненные, бесполезные, бытовую бесполезность ежедневных забот и дел она возвела в какие-то космические степени. Оправдала коммунальный советский быт. Оправдала - и одновременно вынесла ему навсегда, раз и навсегда приговор, разумеется, смертельный, приговорив всю советскую жизнь к вечным мукам на сковороде ее пьесок.
Юбилей - в воскресенье, вечером в МХТ имени Чехова Юлия Чебакова и Роза Хайреллина разыграют её новую пьесу "Он в Аргентине".
Надо тут сказать, что во МХАТ Петрушевскую затащил Ефремов, конечно, он - кому же ещё носиться с такой вот безнадежной мыслью. И - сумел пробить, хотя тогда уже, когда опасность миновала, а до того - всё не складывалось как-то, пьесы были, наверное, неподходящие - ему, Ефремову.
"Московский хор" - с незабываемыми Ией Саввиной и Софьей Пилявской.
Петрушевская умеет выписывать женские характеры, которые у неё всегда не просто характеры, а всегда - судьбы. В Ленинградском Малом драматическом театре - Театре Европы так же незабываема в этом спектакле Татьяна Щуко, хотя характеры - все, такие, что за каждым, как в детской книжке-раскладушке встает вся история страны. Прямо как в песне: "Вставай, страна огромная..." - читаешь первую строчку ее пьесы, вторую, третью - страна огромная встает. Из самых мелких и незначащих мелочей, из стирок-постирушек, из коммунального советского разговорчика на кухне, из диалога матери с дочерью, ставших одним коммунальным советским чудищем о двух головах: места мало, друг у друга на голове живем. Жили раньше так.
О Петрушевской писать интересно постольку, поскольку неисчерпаема она сама: фантазийная, экстравагантная, в шляпке, из-под которой - глаза ёжика из мультфильма Норштейна. Это-то понятно: ежика своего Норштейн и жена его, художница, "вытянули", "слямзили" с неё, с Петрушевской. Потому и ёжик такой настоящий получился и - на все времена.
Так вот, выходит, значит, Людмила Стефановна на сцену, берет микрофон и запевает песенку про старушку, которая дорожку перешла не там и ее остановил патруль ГИБеДеДе... Такая жизнеутверждающая песня! Так после неё хочется жить, и петь, вернее - подпевать. Умеет она зажечь, короче говоря.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
214
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
224
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
152
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
90

Другие новости