0
4366
Газета Культура Интернет-версия

10.09.2015 00:01:00

В театре "Эрмитаж" сыграли премьеру со странным названием "Прооперетту"

Тэги: театр, эрмитаж, премьера, прооперетту, михаил левитин


театр, эрмитаж, премьера, прооперетту, михаил левитин Герои спектакля сочиняют и играют «советскую оперетту». Фото со страницы театра «Эрмитаж» в социальной сети «ВКонтакте»

«Прооперетту» – именно так, презирая правила русского языка, называется новый спектакль театра «Эрмитаж», который сыграли на сцене «Мастерской Петра Фоменко». Автор и режиссер спектакля Михаил Левитин посвящает его любви к оперетте, которой ознаменовалась послевоенная советская эпоха, которую разделил и Михаил Левитин, чья молодость пришлась на эти самые годы.

Перед началом спектакля, когда публика уже расселась по своим местам и в зале погас свет, на сцену вышел Михаил Левитин в клетчатой рубашке навыпуск и с бокалом шампанского в руке. Скромно стоя в углу, он сказал, что первый раз выходит на сцену и, наверное, в последний раз выходит, чтобы сказать «спасибо» театру: когда-то Петр Наумович Фоменко сказал, имея в виду Левитина: «Если ему будет плохо, пусть играет здесь». Фоменко умер, но его наследники свято исполняли волю учителя и основателя «Мастерской…». И вот – последний спектакль, последняя премьера на этой площадке, поскольку в октябре «Эрмитаж», здание которого в одноименном саду поставили наконец на ремонт, переезжает на Новый Арбат. Возвращаясь домой, на Большую Никитскую, свою «временную» сцену «Геликон-опера» завещал «Эрмитажу». Такой вот получается круговорот театрального добра в природе. Вернее, в столице.

Еще Левитин успел рассказать, что новый спектакль он хотел назвать «СССР», но ему сказали, что на «СССР» никто билетов не купит, и тогда премьеру назвали так странно – «Прооперетту». Он напомнил имена всенародно любимых звезд советской оперетты Григория Ярона и Гликерии Богдановой-Чесноковой и прежде, чем отпить из своего бокала и покинуть сцену, не без пафоса призвал: «Любите то, что мы любили!»

Надо, наверное, сказать, что странные названия – добрая традиция левитинского «Эрмитажа». «Эрмитаж» Михаила Левитина и начался со спектакля со странным названием – «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов». Можно вспомнить и другие в том же духе – «Суер-Выер» или  «Безразмерное Ким-танго». В некотором смысле новый спектакль «Прооперетту» наследует как раз «Безразмерному Ким-танго»: тот спектакль был также посвящен и пропитан не только стихами, но и стихией Юлия Кима, как этот должен был пропитаться любовью Левитина к советской оперетте. К опереттам советских композиторов Шостаковича, Цфасмана, Туликова, Дунаевского, Листова и других; кроме их сочинений в спектакле звучит еще музыка Кальмана, но без Кальмана нет оперетты, а когда восхищаются Яроном с Богдановой-Чесноковой, неизменно вспоминают их дуэт в «Принцессе цирка». Записи эти нетрудно найти, они способны вызвать восхищение и сегодня – тут сошлись комедийный талант и сильные голоса, и танцуют они, как говорится, с любого места…

Так долго говорят «перед спектаклем», никак не подступая к рассказу о премьере, чаще всего когда не хотят обидеть создателей своим разочарованием. Так и есть.

Левитин сочиняет замечательную «рамку» для рассказа о своей непреходящей любви – четыре композитора, соавторы, в программке пронумерованные от первого до четвертого, встречаются, чтобы выполнить задание партии и правительства. Они должны сочинить советскую оперетту. Четыре соавтора – четыре характера… Так должно быть, на деле же характеры пересекаются, повторяются, в итоге больше всего запоминается, конечно, аристократ, пошедший на сотрудничество с советской властью, а может, уже новый советский аристократ – были и такие, – его играет Борис Романов. Остальные – Александр Ливанов, Станислав Сухарев, Алексей Шулин – остаются в памяти отдельными стоп-кадрами, более (Александр Ливанов) или менее выразительной внешностью или –  суетой своего героя (Алексей Шулин).

Левитин – сам серьезный мастер легкого жанра, – кажется, хотел сказать как раз об этом: о торжестве беспечности, поддержанной высочайшим мастерством тогдашних советских опереточных звезд, где дурацкие сюжеты не мешали получать удовольствие от замечательной музыки «на те же слова», где эта самая музыка, полная оптимизма и одновременно грустноватой еврейской мелодики, немного дисгармонировала с не всегда радостной советской реальностью… Прекрасный сюжет!

Колхоз, любовь, война, партизанский отряд, герой-летчик – оперетта, которую сочиняют здешние соавторы, эта советская вампука, эта вдохновенная ахинея, по идее, должна была вызывать взрывы смеха в зрительном зале, а вокальные и танцевальные номера, разрывающие «соавторские бдения», – приносить удовольствие. Как могло Левитину прийти в голову ставить оперетту или (тем более!) пародию на советскую оперетту, имея такую непоющую труппу?! Честно говоря, не укладывается в голове. Особенно не поют молодые: голоса срываются, слов не разобрать. Справедливости ради, отдельные шутки остаются в памяти: «Песню об ордене напишу я. Потому что у меня нет ордена», – говорит Соавтор № 1 – Борис Романов. Лучше всего – то есть имея в виду все-таки не оперу, а оперетту – в сегодняшнем «Эрмитаже» соединяет актерское мастерство с необходимыми вокальными умениями Александр Пожаров, недаром носит звание народного артиста. Другие поют совсем не так бодро и не так артистично. Легче всего – имея в виду опять-таки оперетту – двигаются на сцене Романов и Дарья Белоусова. Левитин не раз демонстрировал мастерское умение выстраивать массовку, водить актерские «полки» – так было в «Ким-танго», в давнем спектакле по Жванецкому, так было не раз… Но не в этот раз. В другой ситуации некоторую невнятность сценической истории компенсировал бы боевой задор штатного композитора и завмуза «Эрмитажа» Андрея Семенова, но в «Прооперетту» место за фортепьяно занял Сергей Шахов, лишенный такой харизматичности. Это, конечно, не его вина, но и пользы спектаклю такая замена, увы, не принесла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
843
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
797
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
908
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
796