0
2691
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2018 17:24:00

Он заставил искусство двигаться. Памяти Вячеслава Колейчука

Тэги: вячеслав колейчук, киндзадза, гравицапа, транклюкатор, гараж, тотальный театр, театр веры мухиной


вячеслав колейчук, кин-дза-дза, гравицапа, транклюкатор, гараж, тотальный театр, театр веры мухиной Кадр из видеоанонса выставки "Геометрия космоса". Источник: Youtube-канал Московского планетария.

В 76 лет умер художник-кинетист Вячеслав Колейчук. Очарованный искусством авангарда, конкретнее - конструктивизмом, - он был художником-изобретателем. Его объекты стремились освоить пространство всеми возможными способами - они двигались, создавали оптические иллюзии, отбрасывали ажурные тени, звучали... Транклюкатор и гравицапа из фильма «Кин-дза-дза» придуманы им. Им в 1967-м была сделана для Курчатовского института цветодинамическая скульптура "Атом", вращавшаяся над площадью и подсвеченная прожекторами. Объект не сохранился, но его реконструкцию вот-вот, в мае, должны показать на площади музея "Гараж", - в самом музее сейчас идет выставка о кинетизме и оп-арте, и работы Колейчука там тоже есть. "Атом", нового открытия которого Колейчук немного не дождался, теперь будет восприниматься памятником ему, его идеям - тому, как он возвращал искусство в синтетическую стихию, где равноправны эстетика и техника, эфемерное измерение всех этих оптических эффектов и точный расчет.

Выпускник МАРХИ, в 1960-х он был участником групп "Движение" и "Мир", в 1999-м стал лауреатом Госпремии. Он сумел сблизить архитектуру и камерный художественный объект, инженерную мысль - и дизайн, т.е. та самая синтетическая природа его творчества - не только в мастерстве управляться с разными масштабами, главное - в решительности работать на перекрестке разных сфер. Недаром он занимался оформлением советских павильонов на Всемирных выставках в 1960-80-х годах. Недаром успел поработать и в известном Всесоюзном НИИ технической эстетики. Недаром он не только практиковал, но и писал книги.

С дочерью Анной Колейчук на излете 1990-х Колейчук даже основал "Тотальный театр" - опять-таки историю про синтез искусств. С этим проектом отец и дочь ездили в 2011-м на престижный смотр сценографии - Пражскую Квадриеннале, а за сделанное для "Тотального театра" "Путешествие квадратика" были номинированы на "Золотую маску". А в 2012-м они с дочерью придумали изящную сценографию для выставки "Театр Веры Мухиной. Неизвестные страницы творчества скульптора", устроенной Московским музеем современного искусства. Это - тоже про масштаб и умение быть разным. Как и то, что в нулевых Колейчук реконструировал для Третьяковки эпохальную выставку ОБМОХУ (Общества молодых художников) 1921 года – где были и пространственные объекты Родченко, и, к примеру, кинетические «самонапряженные конструкции» подзабытого сейчас Карла Иогансона.

Но можно про авангард и по-другому: коли Татлин свою башню задумал с вращающимися элементами, так Колейчук перевел ее в стереооткрытку, к которой прилагались не только очки, а даже QR-код. Разные эпохи и разные технологии его задумками объединялись.

Самонапряженные конструкции из зафиксированных вантами стержней были одной из любимых тем со множеством вариаций в искусстве самого Колейчука. Иногда они становились даже "Самонапряженными колоколами". Но в сложном с точки зрения технических расчетов творчестве кинетиста всегда было место шутке, и сколько ни смотри на его "Три стакана", где один граненый кружится на стальном диске (впору сказать "Мотор!" - устройство это с мотором), на том диске что-то выгравировано (стереографика - еще один важный прием художника), и при вращении вдруг "вырастают" еще две посудины, и можно соображать на троих, - они не перестают вызывать детский восторг.

Полет в космос, научная фантастика, желание сделать возможным то, что, казалось бы, невозможно, - это и про ту эпоху, когда Колейчук начинал, и про все его искусство, вместившее даже "невозможные объекты". Так они называются, и, кажется, опровергают разные известные законы, - перешагивают за их границы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Продаватели и покупцы. Как старый сад стал частью сложносочиненной цепочки всеобщего разрушения

Продаватели и покупцы. Как старый сад стал частью сложносочиненной цепочки всеобщего разрушения

Ольга Фатеева

0
1981
К решению проблемы сноса гаражей в Москве пытаются подключить Абрамовича

К решению проблемы сноса гаражей в Москве пытаются подключить Абрамовича

Татьяна Астафьева

У музея современного искусства "Гараж" состоялся одиночный пикет в поддержку идеи столичных общественников

0
2027

Другие новости

Загрузка...