0
4493
Газета Культура Печатная версия

28.12.2018 00:01:00

Третьяковка исправила несправедливость в отношении Михаила Ларионова (2)

Ретроспектива в полтысячи экспонатов демонстрирует многогранность увлечений и стилей авангардиста

Тэги: современное искусство, классики, культурная политика, тенденции, выставки, михаил ларионов, русский авангард


современное искусство, классики, культурная политика, тенденции, выставки, михаил ларионов, русский авангард Персональных выставок Ларионова в России было до обидного мало. Фото РИА Новости

Подводя итоги года, начинаешь с потерь – в 2018-м не стало нескольких классиков современного искусства. Ушли Владимир Янкилевский, Леонид Соков, Вячеслав Колейчук, Оскар Рабин... Что касается тенденций в культурной политике, по-прежнему от музеев требуют искать спонсоров, зарабатывать, привлекать публику, – ориентироваться на количественные показатели. Хорошо, когда при этом удается по-новому высветить творчество Михаила Ларионова, пусть он и не будет так востребован широкой публикой, как Серов, Айвазовский или Левитан.

Выбирая московскую выставку года, нужно оговориться, – то, что знаменитый итальянец раннего Возрождения Пьеро делла Франческа сейчас «гостит» в Эрмитаже, – событие исключительное. Но речь о московском событии. Персональных выставок Ларионова в России было до обидного мало. Прижизненная и вовсе была одна, однодневная, в 1911 году. С середины 1910-х они с Наталией Гончаровой будут жить во Франции. Нынешняя ретроспектива – итог научной работы. Был издан очередной том академического каталога Третьяковки, ларионовское наследие систематизировали, «перепроверив» и отделив от работ и его жены, и даже его брата Ивана. Для многих произведений уточнили датировки, что отражено и на выставке – хотелось бы надеяться, что это задаст новые стандарты в популярном формате выставочных «блокбастеров». И что расшевелит интерес к авангарду, который, конечно, уступает в популярности «золотому запасу» живописи XIX века.

Герой – замечательный: главный импрессионист русского авангарда (и вместе с тем один из главных его колористов – взять хоть его тоненькие, как вены, верхушки акаций, хоть рыб с переливающейся чешуей, хоть вальяжных свиней), неопримитивист и (само)ироничный пересмешник, один из устроителей эпохальной выставки «Бубновый валет», изобретатель лучизма, коллекционер... И – художник, влюбленный в дягилевский балет, сам пробовавший силы в хореографии. Художник, не терпевший проторенных троп, будто боялся не забронзоветь, а заржаветь. Выставка вторит его артистизму, вместе с тем показывая его трагедию. Ведя от звучной – «во весь голос» – ранней живописи к плохо известному, за исключением театральных работ, парижскому периоду, когда его станковые произведения постепенно «истаивают», переходя на «шепот».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Насколько прочны американские скрепы

Насколько прочны американские скрепы

Алексей Портанский

Причины антирасистских протестов связаны не только с расизмом

1
4863
Россиянам предстоит адаптация к безработице и динамичному рынку труда

Россиянам предстоит адаптация к безработице и динамичному рынку труда

Анастасия Башкатова

Работодатели ищут на 20% меньше сотрудников, чем в прошлом году

2
1703
В Московском музее современного искусства возобновит работу выставка Татьяны Назаренко

В Московском музее современного искусства возобновит работу выставка Татьяны Назаренко

Дарья Курдюкова

Обманки – призраки истории

0
1322
Памятник на все праздники жизни

Памятник на все праздники жизни

Дарья Курдюкова

Музей современного искусства "Гараж" представил "Трансформер" Ербосына Мельдибекова

0
1805

Другие новости

Загрузка...