0
271
Газета Стиль жизни Печатная версия

18.12.2025 19:30:00

В сияющем кубе произрастает африканский лес скульптур

Заглянуть в двенадцать глаз ритуальной маски и пройти инициацию вслед за Пикассо и Матиссом

Тэги: момсква, музей зиларт, выставка, африканские скульптуры, ритуальные маски, михаил звягин, обзор выставки


239-8-1480.jpg
Ритуальные маски могли устрашать,
вразумлять, восхищать и, как выяснилось,
затем вдохновлять на творческие
эксперименты с цветом и формой. 
Фото автора
Войти внутрь сияющего посреди вечерней промозглой Москвы стеклянного куба с прожилками из «неостановленной» меди, которая помнит прикоснувшиеся к ней ладони мастеров и являет миру все отпечатки времени (такой была задумка архитектора Сергея Чобана, позволившего металлу стать летописным холстом), – и попасть в африканский лес.

В лес скульптур и ритуальных масок с проложенными между ними тропами, блуждая по которым можно шагнуть на особую территорию – туда, где совершалась инициация в том числе художников-авангардистов ХХ века.

В основе выставки, открытой в музее «Зиларт» до 17 января 2027-го и предполагающей ротацию, – более тысячи предметов: начиная с 1980-х годов их собирал ленинградско-нью-йоркский художник и скульптор Михаил Звягин (1931–2022).

Без этикеток, а лишь с редко мелькающими как будто магическими символами, призывающими прислушаться к аудиогиду, выставка ошеломляет сначала именно массой. Она вся обрушивается на путника в одно мгновение, пульсирует цветом, вибрирует формами, звучит многоголосицей – как и сама Африка, состоящая из сотен народов и языков.

А дальше начинается путешествие – буквально так: «Посмотри на точку старта… Мысленно выбери одну статую, которая привлекает твое внимание, и посмотри ей в глаза… Сделай шесть шагов вперед и повернись направо…» – заклинает аудиогид.

Постепенно взгляд начинает выхватывать то одну экзотическую деталь, то другую. Густо загримированное белилами подмигивающее лицо с черными губами. Вытянутую двенадцатиглазую маску, способную видеть во всех направлениях пространства и времени. Рычащего котенка-леопарда и распластавшегося крокодила. Двух танцующих прародителей, взметнувших ввысь руки в молитве о дожде. Двуглавую собаку, ощетинившуюся гвоздями-иглами. Боевой щит, испещренный узорами-шрамами. «Африканских мадонн», спелые женские статуэтки, символизирующие плодородие и деторождение. Мужские статуэтки правителей, порой не смущающихся демонстрировать свой авторитет. 

Все это без пошлости, но с витальностью. С витальностью, предполагающей, однако, осознание неизбежности перехода в иные состояния – в том числе через боль при инициации, в том числе после смерти и смены поколений.

Видимо, еще одним «иным» состоянием для этих обрядовых образов, призванных исцелять, охранять, вразумлять, устрашать или наказывать, затем стали работы художников, в которых форма и цвет, не подчиняясь законам и правилам, вступили в собственный диалог с вечностью. 

Авиньонские девицы Пикассо пустились в пляс, преодолевая гравитацию по воле Матисса, на одной из тропинок африканской выставки.

«Я понял, для чего африканцы создавали свою скульптуру: они помогали людям не подчиняться духам – чтобы стать свободными. Смотря на них, я понял, почему я художник», – Пабло Пикассо. «Африканские скульптуры научили меня кое-чему очень важному: они могли сжать и вытянуть человеческую фигуру, чтобы добиться нужного ритма и выразительности. Это был совершенно новый язык», – Анри Матисс.

Здесь же есть, например, и фигуры бауле из Кот-д’Ивуара с тонкими вытянутыми ликами и крошечными ртами, «неспроста напоминающие трактовки лиц на портретах Амедео Модильяни», о чем сообщают, настраивая на исследовательский лад, авторы справочного стенда: «Ряд подобных «звездных» ассоциаций на примерах экспозиции можно продолжать еще долго».

Конечно, главный вопрос любого, кто потерял счет времени в этом африканском лесу: все ли предметы подлинные? Ответ есть. Поводом для составления коллекции стали не столько научные изыскания, сколько творческая интуиция и предчувствие художника.

239-8-2480.jpg
Знакомые всё «лица».  Фото автора
Как рассказала научный консультант выставки Анна Сиим Москвитина, артефакты, особенно на начальных стадиях формирования коллекции, собирались без оглядки на этническую атрибуцию, географическое происхождение, возможные датировки – другими словами, на провенанс каждой вещи. Но погружение в материал, конечно, предполагало потом изучение вопроса с опорой на каталоги и экспозиции музеев, на специализированные исследования.

Среди экспонатов есть множество предметов, которые существуют лишь в единственном экземпляре, так что в Москве в этом случае выставлены не подлинники, а реплики разной степени близости к оригиналу – от строго канонических до вольных и даже авторских трактовок, сделанных конкретными ремесленниками. 

Но судя по всему, есть и такие артефакты, которые действительно «участвовали» в магических процедурах и «помнят» свое предназначение, находятся в пограничном состоянии между обыденностью и сакральностью.

Так что сила коллекции не в подлинности каждого экспоната, доказательство или опровержение которой потребует кропотливого анализа, а в массовости и энциклопедичности: это широкий спектр африканского искусства. Ценность в том, что, несмотря на возникающие порой трактовки и внедрения новых деталей, эти предметы все равно несут в себе изначальную идею оригинала. Их можно атрибутировать, о каждом можно рассказать уникальную историю и каждым можно вновь творчески вдохновиться.  

 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Саврасов и тишина"

ВЫСТАВКА "Саврасов и тишина"

0
198
 ВЫСТАВКА  "Архетипы авангарда"

ВЫСТАВКА "Архетипы авангарда"

0
175
В силу Неизвестного

В силу Неизвестного

Дарья Курдюкова

В Новой Третьяковке открылась выставка к 100-летию скульптора

0
1422
Planet9 доШАГАЛа до ГМИИ

Planet9 доШАГАЛа до ГМИИ

Дарья Курдюкова

К "Декабрьским вечерам Святослава Рихтера" в Пушкинском музее открыли выставку "Радость земного притяжения"

0
1819