0
6149
Газета Культура Печатная версия

07.09.2023 19:32:00

Поминальные гастроли. Пока в Израиль «Ленком» не поедет

Тэги: театр, ленком, гастроли, израиль


театр, ленком, гастроли, израиль Сцена из «Поминальной молитвы» – спектакля о людях, о вере и о доброте. Фото с сайта www.lenkom.ru

Октябрьские гастроли «Ленкома» в Тель-Авиве на сцене старейшего израильского театра «Габима» отменены. Восемь тысяч израильтян подписали петицию против приезда московского театра, несмотря на то что другие россияне за последние полтора года беспрепятственно приезжали в Израиль на выступления. Стоит ли расценивать акцию как отмену русской культуры или все же дело в репутации конкретного театра?

В Тель-Авив «Ленком» собирался везти «Поминальную молитву» Григория Горина по знаменитым рассказам Шолом-Алейхема о Тевье-Молочнике. Спектакль в конце 80-х годов воспринимался в России как падение оков табуированной в СССР темы еврейства и, по сути, был абсолютным протестом против советской власти. Даже сейчас, спустя 30 лет, когда «Ленком» играет этот спектакль в восстановленной версии (режиссер возобновления 2021 года – народный артист Александр Лазарев), заложенные Захаровым и Гориным смысловые и эмоциональные точки театрального сочинения не оставляют зрителя равнодушным. А память о том, что спектакль о еврейских погромах в Российской империи появился в переломное десятилетие афганской и чеченской войн России, подчеркивают его тогдашнюю своевременность и вневременной антимилитаристский пафос. Другой вопрос – что за эти годы спектакль художественно и социально устарел, а для восприятия сегодняшних израильтян и вовсе может сводиться к фольклорной стилизации, часто комичной, вплоть до нелепого (искусственного) подражания акценту идиша начала ХХ века.

Когда авторы открытого письма от лица «Ленкома» пишут, что сегодня «Поминальная молитва» звучит «современно и актуально не только потому, что действие происходит в «украинском местечке», где живут русские, евреи и украинцы, но и потому, что это спектакль о людях, о вере и доброте и о том, как важно в любых ситуациях оставаться людьми, прощать и видеть в другом живого человека», – с этим нельзя поспорить. Но и не согласиться с позицией протестующих израильтян, которые утверждают, что в нынешнем контексте приезд театра под вывеской такого названия – спекуляция на еврейской теме, – сложно. Причина раздора одна – тема специальной военной операции.

Продюсер «Габимы», организатор гастролей Гади Орон объяснил свое решение конечной отмены гастролей (по его словам, всего лишь переноса на неопределенный срок) тем, что руководство не хочет разжигать еще больше разногласий в обществе.

Словесные обороты открытого письма «Ленкома» стали особой темой для обсуждения: сшитые подчас из канцеляризмов или взятые словно с советских передовиц газеты «Правда», эти фразировки еще и оставляют смешанные чувства, отторжение и непонимание – например, почему вписан в кавычки Холокост? Кто такие «Иваны, не помнящие родства», «распоясавшаяся шпана», если наших соотечественников сегодня действительно много в Израиле, и все они – потенциальные зрители того самого «Ленкома»? Также письмо подписано «Коллектив Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова». Однако в соцсетях за это время стали появляться комментарии реальных сотрудников (в том числе актеров), которые обескуражены не меньше «наблюдателей».

«Хочется везде уже написать о том, что это открытое письмо не является коллективным! Для большинства сотрудников оно было также впервые прочитано в СМИ. Не забывайте о том, что очень часто за людей решают без их мнения» или «Увидеть это письмо «от коллектива», как и для большинства моих коллег, было большим удивлением. Ужасно стыдно и противно, что место, где ты работаешь, где ставились легендарные спектакли и в них участвовали невероятно талантливые и любимые многими странами артисты, очень пренебрежительно и оскорбительно высказывается против того, что граждане Израиля против нашего приезда. Да, очень жаль, но надо уважать выбор других людей. Более того, он очень понятен и прост». Представляется, что сегодня в «Ленкоме» раскол – и открытое письмо не отражает единодушный порыв всего коллектива.

Определенным завершением и смягчением скандала на международном поле стало как будто ускоренное подписание в Москве министром культуры Ольгой Любимовой и послом Израиля Александром Бен Цви соглашения о сотрудничестве в области совместного кинопроизводства, в эти же дни в столице проходит Московский еврейский кинофестиваль…

Израиль не говорит России – нет, но Израиль – это не только чиновники и министры, это его граждане, которые имеют право высказывать собственное мнение, и к этому мнению прислушиваются. Сегодня договариваться о зарубежном сотрудничестве российскому театру непросто. Но, очевидно, что партнерские и дипломатические отношения требуют времени и главное – достоинства. Дальше – покажет время. n


Читайте также


Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
2085
Война в секторе Газа мобилизовала джихадистов на Западе

Война в секторе Газа мобилизовала джихадистов на Западе

Игорь Субботин

США и Нидерланды опасаются всплеска террористических атак

0
2496
Машина израильской демократии перестает работать

Машина израильской демократии перестает работать

Геннадий Петров

Принцип "коней на переправе не меняют" оказался важнее работы над ошибками

0
2542
Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Елизавета Авдошина

В Москве впервые прошел форум председателей его региональных отделений

0
2946

Другие новости