0
6479
Газета Культура Печатная версия

15.07.2024 17:17:00

"Метафизика авангарда" Антона Чиркова в Галерее на Шаболовке

Савонарола живописи

Тэги: выставка, метафизика авангарда, антон чирков, галерея на шаболовке


выставка, метафизика авангарда, антон чирков, галерея на шаболовке Кураторы выставки собрали знаковые работы Антона Чиркова. Фото автора

Во ВХУТЕМАСе Антон Чирков (1902–1946) ходил в учениках у бубнововалетцев Осмеркина, которого чтил за «колористические основы», и Машкова – тот для Чиркова резюмировал все впитанное прежде. Среди учеников самого Чиркова в Училище памяти 1905 года были представители «второго авангарда» Дмитрий Краснопевцев и Борис Свешников. В Галерее на Шаболовке куратор Александр Кремер представил чирковские работы из собрания семьи художника, показывающие, что его не вместить в привычные рамки разговоров об искусстве 1920–1930-х. Название проекта «Метафизика авангарда» лишь подчеркивает выпадение из сложившихся художественных иерархий.

Перспективному выпускнику ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в 1927-м прочили не только аспирантуру, но и – одному из семи претендентов – европейский вояж. Сыну сельского священника из Пензенской губернии такое путешествие было не по карману. За два года до того машковские «Хлебы», россыпью томящиеся на овальном столе и на полке, экспонировали на выставке консервативной Ассоциации художников революционной России «Революция, быт, труд». В том же 1925-м чирковские «Хлебы», так же изобильно написанные в мастерской Машкова (их показывают на Шаболовке), отправили на Всемирную выставку в Париже. Несмотря на то что вещи эти очень похожи, Машков признал – ученик его превзошел.

За одержимость искусством сокурсники окрестили Чиркова Савонаролой. Его истовость объединяла восхищение и старыми мастерами, первым из которых был Рембрандт, но в том же ряду стояли Эль Греко, Гейнсборо, и импрессионистами. Одного из студентов, пошутивших насчет легкомысленности Мане, Ренуара и Дега, Чирков выдворил из класса. Пастозные, нервические мазки самого Чиркова исследователи сравнивают с вангоговскими. Из российских художников он ценил исследовательский метод работы Александра Иванова, но грезил Суриковым, вступив в общество «суриканцев». Его он называл «нашим Веронезе, Тинторетто и Тьеполо», с ним Чиркова роднил интерес не только к внимательной колористической разработке картины, но и к народной теме и многофигурности, груженой значениями и эмоциями.

«1917» и «Декабристы» – из поворотных для Чиркова работ. Холст «1917», в котором писавшая о художнике искусствовед Александра Струкова отметила композиционные переклички с «Боярыней Морозовой», в 2004-м был подарен внучкой художника Еленой Чирковой Ярославскому художественному музею (на теперешней выставке есть эскиз «Шинкарка»). Картину Чирков начал в 1927 году и хотел явить хаос вошедших в Пензу красноармейцев и громящей винокуренный завод толпы. В 1937-м Союз художников скептически отнесся к выставленной в ДК «Серп и Молот» вещи. «Декабристов» со множеством этюдов – в том числе со священником – Чирков писал в 1938-м. Комиссия запретила изображать духовное лицо, на выставку картину не приняли – художник уничтожил полотно. Появившаяся прежде, в 1931-м, «Северная Венера» тоже вышла времени «против шерсти» – ну какой из нее отчет о соцстроительстве в Мурманской области.

Не то чтобы Чирков неизвестен. Многое сделала упомянутая внучка Елена Чиркова (она же предоставила все работы к нынешнему показу). В конце 1990-х его выставка прошла в Музее Востока, в начале нулевых – в Третьяковке и в Рязанском художественном музее, где к художнику вернулись и в прошлом году. Чирков был одним из героев книги «Неужели кто-то вспомнил, что мы были» Ольги Ройтенберг, в 2000-м книжку о нем выпустила Елена Чиркова, в 2014-м Ильдар Галеев издал том его графики. Но все-таки широко известным Чиркова пока не назвать.

На идущей в Новом Иерусалиме выставке «Невидимы и свободны» чирковский смурной «Крестьянин с кружкой» 1933 года помещен в портретный зал, отвечающий за всматривание в лица эпохи и поиск своего почерка (о выставке см. «НГ» от 13.05.24). В камерном пространстве Галереи на Шаболовке Александр Кремер представил диапазон чирковских поисков, уместившихся в короткую жизнь (в 1946-м художник умер от сердечного приступа). От ученических штудий натуры и скульптуры, несколько скованных, но показательных как точка отсчета, к эскизам для «Декабристов». Те размещены особняком, словно напоминая о причинах уничтожения картины и о том, что на заказ Чирков не писал.

У чирковской кисти – беспокойный темперамент. Вот импрессионистический экзерсис с Ботаническим садом, хотя без импрессионистической воздушности. Вот кухонный натюрморт с характерным для авангарда сезаннизмом фактуры и цвета. Вот заводской пейзаж 1928-го, дышащий не производственной удалью, а меланхолией снега с синими отсветами на красном кирпиче, вот пестрый Самарканд конца 1930-х, вот беспокойная экспрессия кисти в мастерской 1942-го. В начале пути Чирков искал манеру, позже стремился, чтобы почерк стал частью духовного образа, который он полагал задачей живописи. Его истовость, стремление забыться в работе связано, видимо, и с религиозностью. В автобиографии 1937-го он умолчал об отце-священнике, написав про народного учителя, в середине 1940-х сам хотел принять сан, но благословения не получил. Изображения соборов есть в нынешней «Метафизике авангарда», больше запоминается «Автопортрет с Евангелием» 1942-го – без цитирования рембрандтовский, именно что по духу.


Читайте также


Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
317
Всякому видимому – свою (не)видимость

Всякому видимому – свою (не)видимость

Дарья Курдюкова

Сергей Хачатуров сделал выставку о зрении в связи с древностью и современностью

0
1134
В ГЭС-2 идет масштабная выставка работ Ольги Чернышевой

В ГЭС-2 идет масштабная выставка работ Ольги Чернышевой

Дарья Курдюкова

Поезд жизни на улице Сна

0
3628
Русский Рубенс и его придуманная страна

Русский Рубенс и его придуманная страна

Марианна Власова

В Третьяковской галерее представили монографическую выставку Бориса Кустодиева

0
3758

Другие новости