Самира Галимова получает приз из рук Пласидо Доминго.
Фото из личного архива певицы
Солистка Приморской сцены Мариинского театра, лауреат Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава (2025), выпускница Первой летней вокальной школы Ильдара Абдразакова (2024) сопрано Самира Галимова получила третью премию на международном конкурсе оперных певцов «Опералия». В этом году он проходил в Болгарии. Среди победителей также грузинская меццо-сопрано Екатерина Буачидзе и баритон Михай Дамян из Румынии. Вторую премию присудили меццо-сопрано Натали Льюис (США) и баритону Грише Мартиросяну (Армения). Галимова – единственная россиянка среди лауреатов – разделила третью премию с итальянским тенором Дэйвом Монако. В вокальном состязании приняли участие 32 оперных певца из 16 стран, включая Россию, Австрию, Великобританию, Италию, Израиль, Иран, Китай, США и Южную Корею. С Самирой ГАЛИМОВОЙ специально для «Независимой газеты» поговорил музыкальный журналист Виктор АЛЕКСАНДРОВ.
– Самира, вы подавали заявку на конкурс «Опералия» в самый последний момент. Как так получилось, что предчувствовали свое желание быть там?
– Это было очень спонтанное решение. В последний день приема заявок я решила попытать свое счастье. Вообще заявки на конкурсы – это не самый легкий процесс, начиная от заполнения форм, подбора видеозаписей, выбора программы, заканчивая сложностью с оплатой организационного взноса за участие, что в нынешних реалиях сделать можно только через чей-то банковский счет другого государства. Я долго искала, кто мог бы мне помочь, а между тем время дедлайна стремительно приближалось. К сожалению, невозможно найти время и силы, чтобы сконцентрироваться, порой элементарно испытываешь лень, представляя заранее, что придется преодолеть массу сложностей. Ну и также где-то в подкорке есть опасения на случай, если все получится, тогда уже обратного пути нет и придется опять брать на себя ответственность, представлять театр, страну. Но в данном случае я попробовала рискнуть. Никогда не знаешь, когда упустишь свой шанс. Сейчас вокруг столько талантливых молодых певцов, образованных и артистичных, и, конечно, чем ты старше, тем больше с тебя спрос на профессионализм и тем меньше поблажек.
– Какой была атмосфера состязания?
– Пожалуй, это один из самых дорогих конкурсов в моей жизни, особенно по теплоте приема и уровню организации. Его можно сравнить, наверное, только с конкурсом Хиблы Герзмава. Команда «Опералии» создала такую приятную, здоровую атмосферу, где каждый человек, даже не прошедший в полуфинал, не чувствовал себя обделенным. Все участники до последнего дня конкурса имели возможность жить в Софии и наслаждаться ею, а также вместе выйти в финале на сцену и петь гимн «Опералии», написанный сыном Пласидо Доминго. Это чувство сопричастности и единения присутствовало вне зависимости от результатов. И, конечно же, финальный ужин, где участники могли пообщаться с членами жюри, многочисленными агентами – для многих это огромный шанс в карьере. Можно даже не пройти в финал конкурса, но найти работу – это такая удача! Конкурс однозначно создан с большой любовью и желанием помочь молодым певцам начать свою карьеру и заявить о себе.
– Сложно ли оказалось почувствовать себя на равных среди большого числа конкурсантов?
– Я стараюсь никогда себя ни с кем не сравнивать, и в 90% случаев даже не знаю, как поют остальные. Моя позиция – делай свое дело и не обращай внимания на других. Причем не в смысле пренебрежения кем-то, а просто первостепенно отвечать за свою работу и не тратить время на мысли о том, кто лучше или хуже тебя. Мне удалось послушать почти всех финалистов на оркестровой репетиции. И тогда я на секунду задумалась, а точно ли я достойна стоять с ними в одном ряду, потому что все звучали действительно очень хорошо!
– Как проходили репетиции и сами этапы туров конкурса?
– Все было очень грамотно организовано, учитывали даже степень сложности перелетов и адаптации к часовому поясу. Мой путь до Софии, например, состоял из двух пересадок, рекордного полета длиной в 10 часов и дороги общей сложностью в 23 часа. К счастью, благодаря организаторам у меня было время отдохнуть и прийти в себя после долгого перелета. Мы пели туры вечером, буквально спустя полтора часа после окончания прослушиваний, нам объявляли результаты, это очень удобно! А еще перед финалом у нас был целый день отдыха, чтобы набраться сил после предыдущих туров.
– Вы репетировали с Пласидо Доминго сарсуэлу. Как освоили себя в этом жанре?
– Признаюсь честно, я вообще не думала участвовать в этой категории, потому что была очень далека от жанра сарсуэлы, нужно было искать и слушать разные арии, «примерять» на голос, а время на подготовку, как всегда, ограничено. Хочется если и делать, то хорошо. Одну из выбранных мною сарсуэл тем не менее я знала уже давно и всегда хотела спеть ее, она привлекала своей яркой колоратурной насыщенностью и игривым характером, и у нее весьма виртуозный финал! Было одно время очень популярное видео с Надин Сьеррой, как раз с последними каденциями оттуда, тогда-то я и загорелась желанием повторить их – ее интерпретации произведений меня очень вдохновляют! Но в конечном счете к решению все же участвовать в конкурсе сарсуэл меня подтолкнул мой коллега Сесар Мендес, за что ему огромное спасибо. Он помог определиться со второй арией и поработал со мной над произношением и стилем. В итоге я немного освоилась в этом жанре и очень его полюбила. Музыка сарсуэлы полна энергии, она очень заряжает, а это уже половина успеха. С маэстро Пласидо Доминго удалось еще больше проникнуться этими мелодиями, он так глубоко чувствует и передает через себя их смысл. На репетиции стало ясно, как это нужно исполнять, уже на каком-то телесно интуитивном уровне мой голос шел за Доминго.
– Вокальные конкурсы как-то стимулируют вас?
– Честно говоря, я ехала на «Опералию» с мыслями, что это будет последний конкурс в моей жизни. Безусловно, конкурсы всегда очень стимулируют. В моем случае они часто являются основным двигателем прогресса, потому что всегда есть соблазн наконец расслабиться и остаться в удобном репертуаре, привычной комфортной атмосфере, но это со временем останавливает любые стремления и тем самым развитие. Для того чтобы наше искусство воздействовало на зрителя, артисту необходимо горение. Без этого, как мне кажется, волшебство театра не заработает.
– Вам понравилась София? Хотели бы туда снова вернуться?
– Конечно, это же такой древний город с богатой историей! Мне его практически не удалось посмотреть, я смогла лишь немного прогуляться по центральным улицам и зайти в ближайшие церкви – особенно впечатлил храм-памятник Святого Александра Невского, куда приходила каждый день. Конечно же, хочется теперь вернуться и более подробно изучить город, культуру, попробовать больше национальных блюд.
– Самира, с Валерием Гергиевым вы советовались по поводу «Опералии» перед поездкой в Болгарию?
– Я обратилась за советом к своему музыкальному руководителю, концертмейстеру Мариинского театра Ирине Соболевой. Она меня очень поддерживает и всегда готова помочь в такие моменты – выбрать правильный репертуар, послушать и дать бесценные замечания по исполнению.
– А как судьба вас забросила во Владивосток на Приморскую сцену Мариинского театра?
– Летом 2023 года я принимала участие в Международном конкурсе имени Чайковского. По окончании финального тура меня пригласили на прослушивание в филиал Мариинского театра. После этого я ждала окончательного вердикта комиссии, параллельно успела пройти отбор и в другой театр. Но вскоре меня пригласили в оперную труппу Владивостока, и я охотно согласилась переехать на край земли. Иногда лучше долго не раздумывать, а действовать интуитивно. Если бы я вообразила тогда все эти сложности и перипетии, с которыми придется столкнуться, переехав так далеко от дома и оставив там привычную мне жизнь, я бы испугалась. Да и судьба сложилась бы совершенно иначе. Тем не менее я счастлива, что попала сюда.
– Как вы решили стать профессиональной певицей? В вашей семье были музыканты?
– В моей семье нет профессиональных музыкантов, но родители очень любят музыку – папа красиво поет, особенно свои национальные песни, а у мамы особый дар чувствовать музыку и хороший слух. В детстве я любила петь везде – на улице, в автобусах, дома, даже сама себе пела колыбельные. Меня решили отдать в музыкальную школу. После прослушивания предложили поступить на струнное отделение, но я очень хотела петь и почему-то именно в хоре. По окончании школы готовилась поступать дальше в училище на фортепианное отделение, а потом как-то в один момент все переменилось. Меня буквально заворожил образ оперной певицы в одном известном фильме – в парике, в пышном красивом платье, исполняющей ошеломительные фиоритуры моцартовской арии. Вот с тех пор так и неразлучна с оперой.
– В Азербайджане вы часто бываете?
– Моя родина – Россия, я родилась и выросла в Санкт-Петербурге, а Азербайджан можно назвать моей исторической родиной – там родился мой отец. В последний раз была там летом 2024 года. Мне действительно очень нравится эта земля, особенно Баку – такой красивый город, хотелось бы туда вернуться, но пока нет возможности, надеюсь, возникнут подходящие обстоятельства, и я снова туда приеду.
– Самира, в чем, на ваш взгляд, состоит секрет победы? У вас есть какое-то мнение на этот счет? Или же это просто везение, воля случая?
– Конечно, все зиждется на дисциплине, искренней любви к музыке и в какой-то степени бескорыстности. Ну и, конечно, важна щепотка удачи, без этого никуда. А вообще, наверное, у каждого свои секреты, и на то они и секреты, чтобы их не раскрывать. Если бы мы все знали точный рецепт успеха, то никто бы в сущности не был так успешен.

