В воспитательном процессе важно поддерживать интерес молодежи к актуальному искусству и объяснять его. Фото с сайта www.mos.ru
О том, что школьники считают современным искусством и почему молодежь вдруг увлеклась народной музыкой, обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ беседует с доктором педагогических наук, кандидатом искусствоведения, членом-корреспондентом РАО Екатериной АКИШИНОЙ.
– Екатерина Михайловна, наш век отмечен переходом культуры на новый этап развития, по ряду ключевых аспектов существенно отличающийся от предшествующего этапа. Отсюда вопрос: как к этому относиться и как говорить об этом с детьми?
– В прошлом веке основу искусства составляли классико-романтические воззрения ХIХ века, а в культуре разрабатывались подходы к развитию личности созидательной, социально ориентированной, готовой и способной к культуротворчеству. Сегодня это выглядит несколько иначе: явления культуры воспринимаются основной массой населения как продукт сферы услуг и товарно-денежных отношений. Произведения искусства становятся товаром, от которого ждут результата, то есть прибыли. Средства массовой информации, являющиеся важнейшей частью современной культуры, способствуют укоренению подобного отношения к искусству в целом и продвигают массовую культуру, которая оказывает разнообразное и разнонаправленное воздействие на зрителей-читателей-слушателей. И это отношение зачастую потребительское. Сегодня необходимо говорить о континууме, включающем в себя народное, академическое и массовое искусство, то есть произведения, которые уже нам хорошо известны и проверены временем. Однако в это же время происходит создание современных произведений, которые, с одной стороны, основываются на искусстве прошлого, а с другой – являются чем-то принципиально новым, экспериментальным. Но однозначно сказать, что соотношение составляющих континуума искусства все больше изменяется в сторону массовой культуры под влиянием процессов глобализации и развития медиакультуры, все-таки нельзя. Необходимо знакомить детей и молодежь с серьезным искусством.
– В произведениях современного искусства много отсылок к классической и народной художественной культуре. Почему?
– Вы правильно заметили эту тенденцию: искусство постмодернизма и особенно метамодернизма, в котором мы сейчас живем, привнесло сегодня в произведения искусства такое качество, как цитируемость. Я даже проиллюстрирую этот момент: Полина Гагарина в песне «Выше головы» использует слова Фридриха Ницше; Леди Гага в композиции «Bad Romance» использует музыку из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. Подобные примеры показывают молодежи, что континуум современного искусства – это сплетение воедино прошлого и настоящего и создание на этой основе принципиально нового.
– Вы сказали, что мы живем в эпоху метамодернизма. Но некоторые критики считают, что это понятие очень неопределенное и размытое.
– Для обозначения эпох, стилей используются разные названия. Если стиль меняется полностью, начиная от идеологии и заканчивая модой, то и название полностью меняется. Например, было барокко, на смену пришел классицизм. Названия разные, но и философия разная, идеи разные, смыслы разные. В начале ХХ века появился модернизм, пришедший на смену предыдущему академическому искусству, основанному на классических традициях. Смысл модернистского искусства заключался в революционном переосмыслении предыдущего опыта, что соответствовало историческим и культурным реалиям. Время шло, мир менялся, однако философия, смыслы, идеи сохранялись. Поэтому возник термин «постмодернизм», то есть продолжающий основные модернистские идеи. Начиная с 1990-х годов мы можем говорить о «метамодернизме» как, с одной стороны, продолжателе идей модернизма, а с другой стороны – направлении, вносящем новое в искусство.
– Школьники считают комиксы и другие виды мультимедийного контента современным искусством? А искусство ли это?
– Конечно, мы привыкли считать, что искусство – это что-то проверенное временем: музыка Чайковского, поэзия Пушкина, полотна Левитана и так далее. Но не надо забывать, что все великие деятели культуры были в чем-то революционерами, многие не были поняты современниками, были раскритикованы. Так, музыкальный педагог Рудольф Кюндингер говорил о Петре Ильиче Чайковском: «Таланта нет! Способности есть, но для музыкальной карьеры не годится». После премьеры Шестой симфонии Чайковского пресса писала: «Ничего нового – Чайковский исписался, но тема марша хороша». Так что современники, как мы видим, не всегда могут оценить значимость произведения искусства. А произведение – это ведь не просто нарисовать или написать ноты. Главное в нем – смысл, нравственные поиски, глубина, подтекст, переживание, то, что превращает произведение искусства в личный опыт. Инструмент здесь не так важен – кисть ли это, фортепиано или компьютерная программа: автор может использовать весь арсенал современности для своего творчества. Не надо забывать, что гении прошлого тоже использовали новые материалы, инструменты, способы работы. Что касается термина «современное искусство» – это то, что создано здесь и сейчас, то, что отражает действительность и отвечает на вызовы современности. Но наравне со словом «современное» бытует понятие «актуальное искусство», и это понятие более правильное. Отличие заключается в том, что актуальное обязательно современно, но современное – не обязательно актуально. Актуальное искусство всегда является реакцией на эпоху. Оно отказывается от универсального и однородного художественного языка, от строгих эстетических принципов и ценностей в пользу неограниченной свободы самовыражения автора.
– Считается, что в обучении школьника пониманию современного искусства важны два фактора: насмотренность и знание основ. Достаточно ли только этого? Чему еще важно учить?
– Важно еще и поддерживать интерес молодежи к современному искусству. Одной из проблем педагогики искусства является изучение прошлого и недостаточность внимания к современному творческому материалу. Мы должны понимать, что без знания этого нового невозможно построить целостную картину мира, невозможно выбрать достойное и нужное современникам направление собственных интересов или профессиональной деятельности в области искусства.
– Сегодня мы наблюдаем, что подъем переживает народная музыка. Молодежь и дети с интересом слушают народные песни. Почему это происходит?
– Сегодня действительно народная музыка переживает подъем: популярной у молодежи становится Татьяна Куртукова с песней «Матушка-земля», неожиданно популярными в подростковой среде становятся фолк-исполнители Надежда Кадышева и Пелагея; популярны группа «Отыкен», смешивающая элементы современной поп-музыки и традиционных напевов народов Сибири, группа «Дара Яра», исполняющая танцевальный этно-фьюжн с использованием этнических музыкальных инструментов и старославянских текстов. Это вызвано, на мой взгляд, мировыми процессами и, в частности, глокализацией, то есть тенденциями, обратными глобализации. Мир благодаря информатизации становится единым, но каждый человек хочет чувствовать себя не частью огромного мира, а частью какого-либо народа с собственными традициями. Поэтому молодежь сегодня, устав от глобальности современной жизни, с удовольствием слушает народную музыку, интересуется фольклором, использует в одежде элементы народного творчества.


