0
46
Газета Культура Печатная версия

09.12.2025 20:53:00

Госоркестр Республики Татарстан популяризирует современную музыку

В Казани завершился фестиваль Concordia

Тэги: казань, фестиваль современной музыки, госоркестр татарстана, программа


казань, фестиваль современной музыки, госоркестр татарстана, программа Григорий Седух – единственный в России исполнитель на скрипке-пикколо. Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

В Казани завершился XV Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia. Этот проект из года в год знакомит публику с шедеврами ХХ века, а также с редкими сочинениями последних 100 лет, многие из которых звучат впервые в Казани, а иные – и в России.

В концертах минувшего фестиваля звучала музыка Прокофьева и Шостаковича, Хиндемита и Респигги, Регера и Гершвина, – а также Эриха Корнгольда, Нино Рота, Аарона Копленда.

Для программы концерта-закрытия художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан Александр Сладковский сделал выбор знаковый. 2026-й – год 100-летия Майи Плисецкой, который по печальному стечению обстоятельств стал и годом памяти композитора Родиона Щедрина. Сладковский дружил с этой семьей, и исполнение «Кармен-сюиты» Бизе–Щедрина – полное трепета, страсти, высокой трагедии – стало символом восторга маэстро перед его великими друзьями – и знаком прощания.

Молодой пианист, лауреат последнего конкурса им. Чайковского Сергей Давыдченко для исполнения на фестивале Concordia выучил Концерт для фортепиано и камерного оркестра Introitus Софии Губайдулиной. Первое исполнение не произвело впечатление пробы пера. Давыдченко не только виртуозно справился технически – это первое в его копилке крупное сочинение из современного репертуара, – но и попытался проникнуть в содержание этой музыки. По его словам, он «открыл для себя философскую грань музыки Губайдулиной, ее молитвенную направленность». «Тема творчества Губайдулиной не была для меня секретом, я знал, что София Асгатовна пишет музыку крайне религиозную. Но сейчас я смог сам почувствовать это», – добавил пианист.

Оркестр сделал приношение и Салиху Сайдашеву – татарскому композитору, основоположнику национальной музыки, чье имя носит Государственный Большой концертный зал, где и проходила Concordia. Его «Марш Красной армии» триумфально завершил концерт – и весь фестиваль, который состоялся уже в 15-й раз.

Впервые в Казани исполнили Концерт для скрипки с оркестром «Сон Иакова». Сочинение современного израильского композитора Баруха Берлинера прозвучало в необычной версии – для скрипки-пикколо, солировал петербургский скрипач Григорий Седух. Звучание маленькой скрипки с высоким тембром в этой романтической партитуре, очень образной, действительно оказалось близким библейскому сюжету: ангелы, восходящие по лестнице, уходящей в небо, на вершине которой – Бог… Григорий Седух ответил на несколько вопросов корреспондента «НГ».

Что за история у вашего редкого инструмента? Как вы с ним познакомились?

– Пришел я к этому инструменту случайно. Меня пригласил как-то в консерваторию выдающийся виолончелист Иосиф Левинзон. Я думал, что Иосиф мне покажет интересную скрипку, но он достал маленький футляр. Когда он его открыл, я увидел нечто и влюбился с первого взгляда. Скрипка-пикколо – инструмент нового поколения, он имеет корни в скрипках, созданных до XVIII века и бытовавших в Европе как декоративный инструмент. Старинная скрипка-пикколо была настроена на терцию выше, чем обычная. Новая – выше на октаву.

Это не единственный инструмент нового семейства. Американский мастер Карлин Хатчинс, которая изобрела этот инструмент, создала новое семейство из восьми инструментов: от скрипки-пикколо до контрабаса, который ниже обычного на октаву. Работа эта длилась 30 лет, а когда была завершена, выяснилось, что эти инструменты никому не нужны. В Соединенных Штатах ни один музыкант с именем не захотел на них играть. Правда, Йо-Йо Ма, великий виолончелист, записал одно сочинение на вертикальном альте и после записи с благодарностью вернул его обратно.

Сколько Хатчинс ни пыталась популяризировать этот инструмент, ничего не получалось. Последней надеждой оказалась Петербургская консерватория. Путь был долгий, но в конце концов восемь инструментов прибыли в Санкт-Петербург. Мы основали Хатчинс-октет, он просуществовал очень короткое время: это были 90-е годы, всем было трудно. Опуская массу подробностей, скажу, что инструменты уехали… Но Хатчинс со слезами на глазах подарила мне скрипку-пикколо. Она поняла, что мне это действительно интересно, у меня уже были первые концерты, разворачивалась сольная карьера с этим инструментом. Так скрипка оказалась у меня.

Как складывается ваш репертуар?

– Репертуар совсем небогат. Могу назвать только одно крупное произведение – оперу Александра Кнайфеля «Алиса в Стране чудес». В этой опере у меня была большая сольная партия: я не только играл на скрипке, но и исполнял танец с мячом в костюме клоуна, бегал, прыгал по сцене и даже сидел в каком-то вигваме, откуда разносились мои душераздирающие вопли. Это было очень интересно! К сожалению, это все, что я могу сказать о крупных произведениях для скрипки-пикколо. Остальное – мои переложения. Чем я могу гордиться – переложение шести виолончельных сюит Баха. Я играю на две или две с половиной октавы выше авторского замысла. Интересно, что эта великая музыка, написанная для виолончели, на маленькой скрипке зазвучала иначе. Тут важен не только строй инструмента. Каким-то образом идеи великого кантора были несколько преобразованы, появилась новая краска, и музыка будто преобразилась.

Однажды, услышав мою скрипку, руководитель фирмы «Мелодия» Карина Абрамян подарила мне год бесплатной работы в студии. Это беспрецедентное предложение стало признанием моей работы.

Я вынужден делать переложения, так как мне хочется расширить репертуар. Главное – не повредить идее инструмента. Скрипка должна вызывать уважение, а не насмешку. Я не меняю ни одной ноты, только переношу в другие октавы, сохраняя близость к тексту автора. Так у меня в репертуаре появилось около 300 пьес.

Как в вашем репертуаре появился «Сон Иакова»? Вы сами его выбрали?

– Первым исполнителем «Сна Иакова» стал скрипач Граф Муржа, ему посвящена партитура – и он продолжает много и с удовольствием исполнять эту вещь. Мне тоже захотелось ее сыграть! Я решил сделать переложение, понимая, что работа предстоит большая, так как сочинение очень длинное. Автор дал принципиальное согласие, а после того как я сделал запись с роялем и прислал ему, у нас состоялся очень теплый разговор, он одобрил мою работу. Я понимаю, что моя задача – быть рядом с автором, не мешать ему, а выявлять то новое, что может дать скрипка-пикколо. И в этой своей работе я старался следовать такому принципу. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Сбер продлевает педагогам цифровое лето

Сбер продлевает педагогам цифровое лето

Андрей Гусейнов

Программа обучения преподавателей современным технологиям становится круглогодичной и удваивает набор

0
777
Музей "ЗИЛАРТ" в Москве открылся тремя выставками

Музей "ЗИЛАРТ" в Москве открылся тремя выставками

Дарья Курдюкова

От пьедестала до приюта

0
3168
Тегеран хочет защищаться при помощи российского оружия

Тегеран хочет защищаться при помощи российского оружия

Игорь Субботин

Иран готовится к отражению новых атак Израиля

0
2277
Гигантский каток на ВДНХ открыли звезды-фигуристы

Гигантский каток на ВДНХ открыли звезды-фигуристы

Елена Крапчатова

Зимой москвичей и туристов ждут на утренние зарядки и специальные ночные сеансы

0
3426