Елена Булукова для МХАТ – антикризисный менеджер. Фото агентства «Москва»
Гендиректором Московского Художественного академического театра имени М. Горького назначена Елена Булукова. На первый взгляд за многострадальный МХАТ имени Горького можно только порадоваться: наконец, после восьми лет «турбулентности» руководителем театра стал опытный продюсер с безупречной репутацией.
На фоне предшественников Елена Булукова выделяется колоссально. С 2018 года, когда народную артистку СССР Татьяну Доронину перевели в статус «президента театра», труппа переходила из рук в руки. Продюсера Эдуарда Боякова, чьи три года работы на Тверском бульваре закончились скандалом, больше похожим на борьбу за власть, сменил бизнесмен и гендиректор – худрук двух оперных театров (Михайловского и Новосибирского) Владимир Кехман. Кехман в отличие от бесконечных творческих проектов Боякова, коими тот заполонил театр, получил более серьезную долю доверия учредителя. Под его руководством началась многомиллионная реконструкция МХАТ, которая должна была закончиться к 127-летию театра, но завершилась пока очередным скандалом. В отношении Кехмана возбуждено уголовное дело о растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ).
Елена Булукова приходит на «пепелище» как кризисный менеджер: ключевая задача – завершить реконструкцию здания и вернуть театр, который год существующий в режиме гастролей, в нормальный режим работы. Согласно уставу горьковского МХАТ, в театре может быть предусмотрена должность художественного руководителя, а также художественный совет. Но получится ли это?
Должность главного режиссера сейчас занимает Галина Полищук, которая уже «пережила» и Боякова, придя в театр вместе с ним, и Кехмана. Собственно, ее постановка «Женщины Есенина» в минувшие годы была почти единственным хлебом театра, в то же время неминуемо создав театру антрепризную репутацию. Уровень и стиль постановки ей отвечал (см. «НГ» от 13.12.21). Остальной репертуар также изредка игрался на выездах, еще больше названий в простое, но вполне реально их восстановить, считают в труппе, – это спектакли Татьяны Дорониной, Валерия Беляковича и других режиссеров, составлявших афишу старого МХАТ. Однако театр, по сути, давно вошел в формат работы прокатной площадки, и если не будет предложена серьезная творческая стратегия, ею и останется. Хотя труппа оставалась достаточно большой: 85 артистов.
Возглавляя Театр кукол имени Образцова, Булукова показала себя в нем как современно мыслящий управленец. Всего за четыре года театр, несколько законсервировавшийся в своей роли хранителя великих традиций, изменил направление развития. Увеличение посещаемости и внебюджетных доходов было проведено посредством открытия новых площадок (от камерного Арт-клуба до опен-эйра в Парке им. Образцова), развития актуальных постановочных форматов, локального ремонта (от зрительских зон до исторического фасада здания), коллабораций со «взрослыми» театрами (от «Современника» до Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко). Также привлекались лидеры индустрии – вышли хитовые премьеры с приглашенными звездами: Евгением Цыгановым, Ефимом Шифриным, Евгением Маргулисом. При этом расхождения во взглядах с командой театра за эти годы не возникало: реальная оптимизация работы театра произошла мягко и органично. В то же время директорство Булуковой, которая пришла к кукольникам из федерального проекта «Большие гастроли», обозначило ее менеджерскую хватку.
Такая тактика потребовалась в новом месте, и Елена Булукова получила новое назначение, оставив театр кукол. В горьковском МХАТ ее также оценивали как человека, прежде всего способного организовать работу театра в сложной ситуации затянувшегося «долгостроя». Реконструкция сцены на Тверском бульваре в 2025 году была почти завершена, но площадка не обеспечена новым оборудованием.


